Игорь Бычков: «Самое главное сейчас — не останавливаться»

В этом году Иркутскому научному центру СО РАН исполняется 70 лет. В преддверии юбилея корреспондент газеты «Наука в Сибири» Диана Хомякова поговорила о проектах, которые нашли отражение в распоряжении правительства РФ об утверждении плана комплексного развития Сибирского отделения, с научным руководителем ИНЦ СО РАН, директором Института динамики систем и теории управления им. В. М. Матросова СО РАН академиком Игорем Вячеславовичем Бычковым.

Справка: Иркутский научный центр СО РАН создан распоряжением Совета Министров СССР от 1.02.1949 г. № 1138-р и постановлением Президиума Академии наук СССР от 24.02.1949 г. как Восточно-Сибирский филиал АН СССР. С организацией в 1957 г. Сибирского отделения АН СССР вошел в его состав. Создание ВСФ АН СССР положило начало формированию академического сектора в Восточной Сибири.

«На заседании президиума СО РАН мы обсудили возможность создания в Иркутске филиала Сибирского отделения Академии наук, который бы выполнял функции РАН с точки зрения научно-методического руководства, экспертизы на территории, — рассказал Игорь Бычков. — ИНЦ СО РАН — учреждение, подведомственное Министерству науки и высшего образования РФ. Филиал же станет академической структурой и будет осуществлять ее функции: научно-методическое руководство институтами и вузами, экспертизу проектов. Также он будет выполнять представительскую функцию СО РАН. Филиал — это точка входа Сибирского отделения РАН на территорию Иркутской области, и точка входа наших институтов в СО РАН. То есть это какая-то попытка возвращения к академической вертикали».

Академик РАН Игорь Бычков

 

Все запланированные проекты — комплексные. В них участвует целый ряд институтов и научных организаций, причем не только иркутских. Один из самых крупных и важных проектов — научно-образовательный центр «Байкал». Его предполагается создать в рамках 15 НОЦ, которые заявлены для реализации на территории РФ. По словам Игоря Бычкова, концепция научно-образовательного центра была предложена в Иркутске четыре года назад, еще до того, как вышли майские указы президента, поэтому уже сформировано понимание, что этот центр должен из себя представлять. Есть поддержка руководителей всех иркутских академических институтов и основных вузов области.

«Концепция очень простая. Научно-образовательные центры — это в какой-то степени реализация знаменитого «треугольника Лаврентьева», заявленного при создании Сибирского отделения: наука, образование, реальный сектор экономики. Плюс это региональная власть, потребности области для социально-экономического развития. Фактически фундаментальная наука, представленная в регионе, — как двуглавый орел нашего герба. Одна голова этого герба — это фундаментальные исследования, осуществляемые на самом высоком международном уровне, а вторая — решение существующих региональных проблем, которые без нас здесь никто не решит. Задачи НОЦ — найти новые системы управления всем этим комплексом, — продолжил Игорь Бычков. — Например, если органы исполнительной власти вместе с бизнесом говорят о развитии определенного производства, для которого необходимо проведение научных исследований, — эти исследования должны стать государственным заданием для академических институтов. Второе: если в рамках внутренней логики развития науки нам сегодня нужно готовить специалистов, допустим, в области малотоннажной химии или информационных технологий, важно, чтобы задание для университета тоже было обязательным. То есть необходимы такие бюджетные места, на которые мы можем принять людей и организовать их обучение. Изменение системы управления должно подтолкнуть науку, вузы и бизнес к более эффективной работе и привести к социально-экономическому подъему и более быстрым темпам развития региона и страны».

Другой крупный проект, в котором заинтересованы практически все (и даже организации из центральной части России), — цифровой мониторинг озера Байкал. Он подразумевает новый подход к отслеживанию состояния озера. Сегодня происходит смена парадигмы получения информации, появляются новые цифровые технологии, системы сбора данных, в том числе автоматические станции, автономные необитаемые подводные аппараты, а также неавтономные, управляемые с земли, новые технологии дистанционного зондирования, исследований прилегающей природной территории. «Еще нигде в мире не существует комплексной парадигмы цифрового мониторинга таких крупных объектов, как Байкал. Она подразумевает работу по разным направлениям: начиная от геодинамики (движения земных плит и сейсмики, с этим связанной), биологии, гидрохимии, заканчивая исследованием прибайкальской территории и загрязнений воздушной среды, — рассказал Игорь Бычков. — Так, с 1945 года существует уникальная система мониторинга состояния Байкала — “Точка № 1” (проект НИИ биологии Иркутского государственного университета). Исследователи раз в десять дней делают забор проб воды с микроорганизмами и фитопланктоном в одной точке Байкала и изучают биологический отклик на изменения, которые там возникают. Благодаря сегодняшним технологиям мы этих точек можем и должны иметь тысячи. И тогда нам удастся получить совершенно другую картину состояния озера».

Третий проект, который идет своей дорогой, — Национальный гелиогеофизический центр РАН. Он позволит изучать не только ближний космос и околоземное пространство, но и состояние атмосферы, переносов загрязнений в ней. Часть инструментов, которые создаются для этого центра, могут работать и в проекте цифрового мониторинга озера Байкал.

Четвертый крупный проект — ресурсный технополис. «Иркутская область — это уникальный район, в котором есть всё: нефть, газ, золото, калийные соли, редкие металлы и многое другое. Вопрос в том, как правильно выстроить систему поиска алмазов, их добычу, переработку; как на местах малых месторождений сделать модульные технологии по малотоннажной химии; как добывать и перерабатывать редкоземельные металлы. На всё это предполагается найти ответы, — сказал ученый. — Идея этого ресурсного компонента родилась у нас в Иркутске, потом в Новосибирске стала чуть побольше и обобщила в себе всё то, что касается природных ресурсов Сибири. Я очень рад, что это произошло, поскольку абсолютно убежден: развитие нашей страны невозможно без развития добывающей и перерабатывающей промышленности. Что бы мы ни говорили про Иркутск с точки зрения туризма, Байкала, высоких технологий, все-таки основной наш потенциал — это освоение природных ресурсов».

Также очень важная роль отводится проекту по развитию новой энергетики, смарт-сетей. Здесь инициатором выступает Институт систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН. Проект предполагает рассмотрение всего комплекса вопросов и проблем, связанных с внедрением новых технологий получения тепловой энергии, повышением КПД имеющихся, получением возобновляемой энергии, созданием систем, основанных на искусственном интеллекте. Всё вышеперечисленное будет реализовываться с точки зрения более эффективного управления ресурсами. Этот проект также включает в себя ряд иркутских институтов, которые готовы предложить новые решения и технологии.

Шестой проект предполагает создание в Иркутске центра доклинических испытаний. Он будет опираться на Иркутский институт химии им. А. Е. Фаворского СО РАН и Иркутский научный центр хирургии и травматологии. Проект поддержан фармпроизводителями и правительством региона. «Это новый современный центр, который позволит проводить всю переходную часть от пробирки до передачи на клинические испытания. В том числе это и доклинические испытания на животных. То есть вся цепочка от идеи до создания препарата будет осуществляться на территории Иркутской области», — отметил Игорь Бычков.

Кроме того, в Иркутске планируется реализация целого ряда других проектов. Так, совместно с Бурятским научным центром СО РАН предполагается исследование полезных свойств различных природных субстанций, для которых создается потом химический эквивалент. Например, байкальский рачок гаммарус поедает всю попадающую на дно озеро органику, в том числе и гниющую, однако не болеет, поскольку вырабатывает уникальные антибиотики. Ученые надеются использовать это его свойство для создания лекарств для людей.

«Важно, чтобы эти проекты не остались просто проектами. На встрече с председателем СО РАН академиком Валентином Николаевичем Пармоном мы договорились, что часть проектов, которые напрямую связаны с озером Байкал, надо будет реализовывать совместно с Министерством природных ресурсов и экологии РФ. По ряду других мы также будем искать выходы на министерства и пытаться осуществлять поставленные задачи, в том числе в рамках национального проекта “Наука”, — сказал Игорь Бычков. — Пример Национального гелиогеофизического центра РАН показывает нам, что быстро и легко такие проекты, к сожалению, реализовывать пока не удается. Поэтому мы готовы к тому, что этот процесс будет медленным. Но, как говорится, дорогу осилит идущий. Самое главное сейчас — не останавливаться. Эти проекты созданы не для того, чтобы где-то их просто прописали, опубликовали, распечатали и положили на полку. Все они рождены жизнью — логикой наших исследований. Так или иначе запланировано выполнение всех этих работ. Однако включение в проекты позволит реализовывать их на более высоком уровне, более эффективно, более комплексно и давать более интересный результат. Это не стоит называть точками роста, потому что точки роста созданы уже давно, 70 лет назад, когда появился Восточно-Сибирский филиал СО АН СССР. Но в рамках этих точек роста есть новая поросль. Если продолжить аналоги с садом, то подкормить бы ее удобрениями, да полить, да солнышком подсветить, немного закрыть от ветра. И тогда мы получим совершенно другой урожай».

Фото Владимира Короткоручко.