Ученые иркутского Академгородка обсудили появление Российского профессорского собрания

На прошедшем 30 января заседании Президиума ИНЦ СО РАН представители научных институтов, подведомственных ФАНО России и расположенных в Иркутске, обсудили перспективы создания Общроссийской общественной организации «Российское профессорское собрание» (РПС).

Иницатором создания собрания выступил вице-президент Федеральной палаты адвокатов России, профессор, заведующий кафедрой гражданского общества факультета политологии МГИМО Владислав Гриб. По замыслу автора, РПС должна представлять собой уникальную сетевую структуру, объединяющую профессуру из различных областей знания для регулярного общения и консультаций по различному кругу вопросов. Подразумевается не только обмен опытом и профессиональными наработками, но также и общественно-политические процессы, защита гражданской позиции и интересов научной элиты. РПС также должно стать своего рода инструментом обратной связи для власти, с помощью которого госструктуры смогут получать экспертную помощь по самому широкому кругу вопросов (цитата по ТАСС).

Оператором создания регионального отделения РПС является Иркутский национальный исследовательский технический университет. Первое собрание организации состоялось 20 января.

В Иркутском научном центре СО РАН новость о создании РПС вызвала неоднозначные отклики. «С одной стороны, сторонники создания этой организации, абсолютно верно отмечают, что она позволит в том числе большому слою специалистов, преподавателей, профессоров вузов, НИИ лучше представлять и защищать свои интересы. С другой стороны, те, кто относится к вопросу скептически, ссылаются на совпадение функций Устава предлагаемой общественной организации и Устава Российской Академии наук, воспринимая это как попытку подмены одной организации другой или способ противопоставить их друг другу», – рассказал научный руководитель ИНЦ СО РАН академик Игорь Вячеславович Бычков.

Академик пояснил, что пересечения в уставах двух организаций начинаются с определения целей и предметов деятельности. Как и РАН, РПС ставит своей целью «развитие российской науки». Профессорское собрание также претендует на выполнение экспертных функций, участие законотворческой деятельности и экспертизе законопроектов, проведение аттестаций научных работников.

Директор Иркутского института химии СО РАН д.х.н. Андрей Викторович Иванов отметил, что новая общественная организация создается в явной спешке, и ряд организационных моментов вызывает вопросы.

– В анкете, которую предлагается заполнить, чтобы вступить в РПС, отсутствует пункт, являетесь ли вы профессором в принципе. Во-вторых, там нет ни одного наукометрического индекса, ни авторского номера, ни каких-то показателей типа индекса Хирша. Примечательно, что ни в Новосибирске, ни в Екатеринбурге, ни в Москве коллеги ничего не слышали об этой инициативе, – прокомментировал ученый.

Врио директора Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН чл.-корр. РАН Валерий Алексеевич Стенников выразил мнение, что академическому сообществу не следует опасаться создания РПС как возможной альтернативы РАН.

– Собрание уже состоялось, и оно действует. Мы в принципе не можем противостоять вступлению в эту организацию. В вузах накопилось достаточное количество вопросов, требующих решения именно на уровне профессорского состава, а не на уровне Совета ректоров. На собрании в ИРНИТУ был избран президиум регионального отделения, который принял решение, что никакого юридического лица не будет создаваться. То есть это чисто общественная организация, которая не будет заниматься никакой иной деятельностью, кроме как собираться и обсуждать практические вопросы, – заключил глава ИСЭМ СО РАН.

В отсутствие единого мнения относительно мотивов создания РПС и его дальнейшего функционирования было принято решение взаимодействовать с региональным отделением, при необходимости приглашать его руководство и представителей на заседания Президиума с целью обмена информацией и обеспечением взаимовыгодного сотрудничества.