История «Алисы»
Можно ли в реальной жизни встретить говорящего Белого кролика или, скажем, Безумного шляпника? Оказывается, можно. Если войти в главный корпус Сибирского энергетического института, миновав дежурного, повернуть направо, потом налево и снова направо…В общем, по длинным коридорам и лабиринтам вы можете попасть в одно любопытное место. А, если вам очень, ну очень сильно повезёт, то ещё на входе вы встретите загадочного спутника, который не только проводит вас до нужного кабинета, но ещё и попутно поведает о приключениях, происходящих в стенах этого удивительного местечка.
Первая школа программирования открылась в Иркутске в 1986-м году при поддержке директора Сибирского энергетического института Руденко Юрия Николаевича, который в то время был председателем школьной комиссии Академгородка.
А началось все с идеи Игоря Иосифовича Мадьярова – преподавателя программирования в школе №19 и сотрудника СЭИ, провести школьную Конференцию в стенах института энергетики, на которой учащиеся старших классов школы №19 защищали свои проекты по специальности «Программирование». Их руководителями выступили сотрудники научных институтов Академгородка. С тех пор началась совместная работа со школьниками в области информационных технологий, а проведение весенней Конференции стало традиционным.
В то время в школах не было полноценных компьютерных классов и подготовленных педагогов. Программирование преподавали на базе УПК (учебно-производственных комбинатов), а в качестве учителей привлекали научных сотрудников академических институтов. Впрочем, последние с большим энтузиазмом делились со школьниками знаниями. Первые компьютеры получили из Новосибирска и организовали компьютерный класс в школе №19, для проведения уроков по информатике и вычислительной технике. А школьники-программисты в это же время занимались на БЭСМ-6 в СЭИ СО РАН.
К 1989-му году Конференция охватывает всю область, в ней принимают участие школьники из Ангарска, Усть-Илимска, Саянска, Братска и других городов. А в дальнейшем постоянными участниками становятся и школьники из Красноярска-26. Посетив конференцию, ГУНО (Главное управление народного образования) Иркутска принимает решение приобрести еще пять компьютеров марки IBM PC/ХT и установить их в школе №24 для того, чтобы на них работала будущая Компьютерная школа «Алиса». При этом необходимо было выполнить условие – Конференция юных программистов должна проводиться в областном масштабе.
Тогда трио единомышленников: Игорь Иосифович Мадьяров, Тамара Викторовна Сташуль и Игорь Владимирович Мокрый взялись за дело.
Если бы каждый человек занимался своим делом, Земля бы вертелась быстрее, - многозначительно произнесла Алиса.
Все трое энтузиастов до создания школы работали в Сибирском энергетическом институте в одной лаборатории отдела вычислительной техники и программирования у Шера Игоря Алексеевича, который будучи заведующим отделом, 25 лет был ведущим Конференции, и до сих пор работает в жюри, ведет фотолетопись школы.
Школу назвали «Алиса» в честь героини произведения Льюиса Кэрролла, а фирменным знаком стала улыбка Чеширского кота. Привлекла не только и не столько сама Алиса, сколько личность автора, который был поэтом, прозаиком, философом, а кроме того, логиком и математиком. Творения Льюиса Кэролла переполнены литературными и логическими головоломками, а многие описанные в книге ситуации есть ничто иное, как иллюстрация научных открытий.
- Когда мы придумали название, - вспоминает Тамара Викторовна, - (все трое были почитателями творчества Л. Кэрролла) Мадьяров написал это название в выпуклой форме, а буквы «А» по краям сделал большими. И мы все увидели ушки кота. Позже в лапе кота оказалось перо, а перед ним книга. Так родился логотип. Что касается сходства Алисы с нашими школьниками… Они приходят сюда не за оценками, а за знаниями. Но знания можно подавать по-разному. Во время учебы многое их ставит в тупик, как и Алису в Стране Чудес, но те, кто не боится трудностей, неизменно находят из него выход. И еще в процессе учебы их не покидает чувство удивления, когда решение сложных вопросов лежит на поверхности, надо только внимательно слушать, смотреть, анализировать и тогда увидишь!
Количество желающих научиться работать с компьютером росло с каждым годом, нужны были преподаватели. Многие сотрудники научных институтов Академгородка охотно откликнулись на предложение выступить в качестве педагогов.
Тамара Викторовна Сташуль работает в «Алисе» со дня ее основания, а с 2019 года руководит школой. Она пришла в институт в 1969 г. и стала оператором БЭСМ-4. После окончания университета перевелась в группу программистов, занимаясь консультациями и разработкой проектов для отделов СЭИ. Продолжает работать в институте энергетики и сейчас. Но главное детище - компьютерная школа «Алиса», где она не только занимается организационно-административной деятельностью, но и ведет курсы по логике и программированию, помогает школьникам в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
В первые годы школа занималась только подготовкой программистских кадров из числа старших школьников. Сейчас работает по двум направлениям: пользователи и программисты. Кроме школьников, здесь обучаются студенты и, даже взрослые. По окончанию курсов выдаются соответствующие свидетельства с гербовой печатью ИСЭМ СО РАН.
Ежегодная апрельская Конференция
С тех пор, как зародилась традиция ежегодно проводить итоговую Конференцию, прошло 35 лет. Каждый год в ней участвуют школьники из Иркутска и других городов области. И только в 2020 году мероприятие пришлось отменить. Тамара Викторовна сожалеет:
- В этом году мы впервые вынуждены пропустить такую важную, юбилейную 35-ю Конференцию. Надеемся, что следующей весной она состоится. Невозможно передать, насколько это удивительно торжественное и увлекательное событие, которое захватывает всех: детей, педагогов, ученых, родителей.
Участники конференции - школьники или студенты очного отделения, представляют самостоятельно разработанную компьютерную программу на каком-либо языке программирования. Уникальность конференции в том, что до объявления результатов проходит два этапа. На предварительном этапе участники могут получить ценные советы и рекомендации от специалистов, имея возможность до второго тура провести работу над ошибками, улучшив свою разработку. Помимо мнения жюри, есть и приз зрительских симпатий. Подарки для участников приобретают спонсоры, многие из которых – выпускники «Алисы». Одним из них долгое время являлся основатель школы «Алиса», открывший собственную компанию «Внедренческий центр Мадьярова И.И.» Но главным спонсором, как и прежде, выступает ИСЭМ – сохраняется преемственность доброго отношения к школе всех директоров института.
Ребята из школы «Алиса» успешно участвуют в конкурсах и конференциях, проводимых в Новосибирске и Красноярске, и всегда возвращаются с призовыми местами. И часто можно слышать, что уровень иркутских ребят не ниже, чем в Москве и Петербурге. И это не удивительно. Подобных школ, где педагогами выступают ученые, в России практически нет.
- Когда я бывала на Всероссийских семинарах подобных организаций, - отмечает Тамара Викторовна, – я не встречала ничего подобного. Как правило, это юридические лица или НКО, что влечет за собой много накладных расходов. В нашей школе нет ни секретарей, ни бухгалтеров, ни методистов и т.п. Только преподаватели – профессиональные программисты, которые любят свою работу, и им нравится работать с детьми. Преподавательский состав «Алисы» сами преподаватели называют «виртуальным», поскольку все являются сотрудниками академических институтов.
В организации Конференции есть одна деталь – мероприятие расписано по минутам. Ничего не напоминает?
«…когда ты в хороших отношениях со Временем, то оно делает для тебя всё, что пожелаешь.», - говаривал Шляпник.
Главные ценности
По мнению преподавателей, главная ценность «Алисы» - преемственность.
- Мы осознанно не даём рекламу, - говорит Тамара Викторовна, - к нам приходят благодаря хорошим отзывам. У нас обучались и обучаются и дети преподавателей, и дети наших бывших учеников – это показатель доверия. С середины августа до середины сентября я провожу собеседования с будущими учениками и их родителями. В неформальной обстановке мы принимаем совместное решение о выборе курсов в нашей школе. Учиться у нас сложно, но интересно. Все преподаватели обращаются к учащимся на «вы», атмосфера в классах уважительно-дружеская. Занятия проходят в небольших группах по 6-9 человек. Одновременно мы можем принять около 70 учащихся. У нас нет случайных людей. Мы дорожим каждым сотрудником. В настоящее время это наши выпускники. Например, курсы «Знакомство с компьютером» и «Работа в среде PhotoShop» ведёт Александр Орехов, бывший участник IV Конференции и член жюри с 1992 года. Сергей Розинов – также участник двух Конференций и член жюри с 1993 года. Теперь является Председателем жюри Конференции и преподаёт два курса: «Компьютер в порядке» и «Введение в машинное программирование». Курс по созданию сайтов ведет Розинова Юлия. Несколько лет назад у нас начал работать выпускник нашей школы, участник нескольких конференций Апанович Даниил, который ведет программирование для старших классов. За работоспособность компьютеров отвечает Тощаков Сергей и одновременно ведет в школе несколько курсов: «Corel Draw», «Видеомонтаж» и «Организация компьютерных сетей». Все преподаватели являются выпускниками Иркутского государственного университета по специальностям математика или физика.
В школе нет оценок. В конце каждого курса проводится практическая работа. Но наилучшим результатом является участие в очередной Конференции. Во время учебы несколько раз в году проводятся олимпиады, в результате которых каждый может получить льготу в соответствии со своими успехами. Эта льгота сохраняется до конца учебного года.
Ребята 4-7 классов в «Алисе» - новички. Они только третью неделю посещают ознакомительный курс. На вопрос о том, нравится ли им в компьютерной школе, хором отвечают: «Да!». Девочка Настя говорит, что она ещё не решила, станет ли программистом, но ей хочется узнать о компьютере много полезного.
- А меня заставили сюда идти, - говорит Вова, - но только на ознакомительный курс родители заставили, а теперь мне тут нравится. Тем более, что здесь есть мои одноклассники.
Новички ещё мало узнали друг о друге, говорят, что даже дружить некогда, ведь учёба серьёзная и ответственная. Но преподаватели на собственном опыте знают, что общие интересы сближают и ученики обязательно подружатся.
Пройдёт время и эти ребята поверят, что трудности и страхи перед сложными учебными предметами не так велики – это всего лишь «колода карт». А всё важное и нужное они способны создать своими руками, при помощи знаний, опираясь на советы старших наставников.
И ведь Грифон говорил почти то же самое – «Чем больше сразу учишься, тем меньше после мучишься».
- Наши выпускники, как правило, делают хорошую карьеру, - говорит Тамара Викторовна, - Работают в разных городах России и за рубежом. Кто-то приходит потом в родной институт, как например ученый секретарь ИСЭМ СО РАН, к.т.н. Алексей Михеев, к.ф.-м.н. Евгений Черкашин. Одна из высокотехнологичных иркутских компаний ITSumma, которая занимается разработкой ПО и имеет заказчиков по всему миру, создана выпускниками «Алисы». Ее сотрудники – участники конференций прошлых лет, а теперь - добровольные спонсоры конференций. Даже в компании Microsoft работают наши выпускники.
В самом начале мало кто верил в будущее Компьютерной школы «Алиса». Но за 35 лет существования из её уютных классов вышло более 3500 благодарных учеников. Она по-прежнему продолжает работать на базе Института Систем Энергетики им. Л.А.Мелентьева СО РАН и продолжает выпускать будущих программистов.
Если провести некоторое время в стенах этой школы и пообщаться с преподавателями и учащимися, то возникает ощущение, будто ты находишься в Зазеркалье. Даже добродушная улыбка Чеширского кота начинает мерещиться. Но главное отличие от сказки в том, что знания здесь дают настоящие. Можно заснуть, можно проснуться, не важно, большой ты или маленький, всё, чему научился, останется с тобой.