Распространение эпидемии новой коронавирусной инфекции изменило жизнь и работу почти каждого из нас. Но ученые продолжают работать в новых условиях. В Иркутском институте химии им. А. Е. Фаворского СО РАН две трети сотрудников переведены на удаленную работу. Не все процессы и исследования ИрИХ СО РАН можно выполнять дистанционно.
– Наш Институт является производителем пластификатора ядерного топлива для Росатома и все урановое топливо, которое использует Росатом по всему миру, делается с применением нашего пластификатора. Естественно, у нас есть производственный план – это серьезное количество в год и этот производственный цикл остановить невозможно, поэтому эти сотрудники на рабочих местах, – сказал директор ИрИХ СО РАН доктор химических наук Андрей Викторович Иванов.
Иркутский институт химии знаменит разработками лекарственных препаратов и антисептиков. Эти направления в период распространения новой коронавирусной инфекции наиболее актуальны.
– Есть работы, которые мы проводим в рамках совместных исследований с фармацевтической промышленностью, их мы стараемся не приостанавливать. Кроме того, мы сейчас решаем важную задачу – создание отечественной базы компонентов для производства антисептиков. Широко известный Анавидин (наша, кстати, разработка) сейчас ценнее гречки, туалетной бумаги и золота вместе взятых. Это эффективнейший антисептик, который используется всеми, но, к сожалению, производится из иностранного сырья, все привозится из-за границы. И сейчас мы ускоренно решаем вопрос об импортозамещении с нашими коллегами-производственниками, ищем пути создания отечественной технологии производства. Есть надежда, что эта работа будет поддерживаться финансово правительством Иркутской области, – отметил Андрей Викторович.
Для обеспечения безопасности сотрудников ИрИХ СО РАН проводятся все необходимые санитарно-профилактические мероприятия – регулярная уборка, соблюдение необходимой дистанции. Рабочий график составлен таким образом, чтобы сотрудники как можно реже контактировали друг с другом.
– Я благодарен своим сотрудникам за то, что в такой сложный для всех период они проявляют сознательность и продолжают работать. Есть сотрудники, которые сами вызываются выйти на работу. Мы конечно не врачи, которым я, как человек, безмерно благодарен, но мы тоже на передовом крае и пытаемся сделать все от нас зависящее. Не зря Владимир Владимирович Путин в одном из своих обращений упомянул и науку как очень важную часть фронта борьбы с новой коронавирусной инфекцией, – подчеркнул Андрей Иванов.
Научная работа в иркутских академических учреждениях продолжается и дистанционно. Старший научный сотрудник Института геохимии им. А. П. Виноградова СО РАН кандидат геолого-минералогических наук Екатерина Владимировна Канева вместе с коллегами по научной группе работает над изучением кристаллохимических особенностей редких микропористых минералов. Такие соединения имеют в своей структуре небольшие полости, подобно цеолитам. Изучение, описание и выявление химических, физических свойств, а также ионнообменых, сорбционных и других способностей находят в последнее время широкое распространение в мировой науке.
– В настоящее время нет доступа к научному оборудованию и невозможно проводить эксперименты, но заняться есть чем – обрабатывать результаты прошлых экспериментов можно и дистанционно, дома на ноутбуке. К счастью, еще до введения режима самоизоляции, нами был выполнен довольно большой объем исследований, требующих анализа результатов. Сейчас как раз появилось достаточно времени, чтобы вдумчиво поработать с научной литературой по теме исследования, попробовать новые методы обработки данных, рассмотреть детали, на которые, может быть, раньше иногда не хватало времени, – отмечает Екатерина Канева.
Молодые ученые обмениваются идеями, литературными источниками и промежуточными результатами в мэссенджерах. Помимо этого, ведется сотрудничество с итальянской группой ученых, которые сейчас на карантине и тоже работают из дома и постоянно на связи.
– Конечно, это необычный вид работы – дома работать не удается так продуктивно, как в лаборатории института. Зато есть плюс: отсутствие совещаний и других таймспендеров, касающихся общественной деятельности в институте. Материала для исследований пока хватает, и думаю, хватит до следующего полевого сезона. Экспедиции сейчас действительно под вопросом. У меня на этот год не запланированы полевые работы, но у моих коллег есть в этом необходимость. В связи с распространением коронавируса, возможно, экспедиции придется сократить или перенести на другое время. Пока мы надеемся на лучшее, – говорит Екатерина Канева.
Главный научный сотрудник Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН доктор географических наук Леонид Маркусович Корытный считает, что для многих ученых режим самоизоляции менее болезнен, чем для большинства людей.
– Мы часто работаем дома, у нас есть компьютеры, есть заделы, которые сейчас, не отвлекаясь на всякие другие дела, появилась возможность завершить. К примеру, осенью в конце прошлого года начался крупный международный проект по Северо-Восточной Азии, но, как это ни странно, эту территорию все трактуют по-разному. Вот сейчас как раз удалось обосновать свой взгляд на границы этого макрорегиона. К тому же я, как многие ученые иркутских академических учреждений, занимаюсь преподавательской деятельностью и являюсь профессором на географическом факультете Иркутского государственного университета. Сейчас проводятся занятия дистанционно, время экономится, хотя качество обучения неизбежно страдает, – рассказал Леонид Маркусович.
Продолжается работа над грантовыми проектами. 2020 год для Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН выдался достаточно плодотворным в получении грантов различных научных фондов. В настоящее время в Институте ведутся работы по трем грантам президента РФ, одному гранту Российского научного фонда и одиннадцати грантам Российского фонда фундаментальных исследований, семь из которых поддержаны правительством Иркутской области.
– В сложившейся ситуации Институт работает в дистанционном режиме и сотрудники, помимо основной работы по базовой тематике, ведут работу по грантам. В частности, проводят обработку экспериментальных данных и готовят к публикации статьи и тезисы для представления на конференциях. К слову, все научные конференции первой половины года проводят в заочном режиме, но это не повод не участвовать и не апробировать результаты своих научных исследований, – уверена ученый секретарь СИФИБР СО РАН кандидат биологических наук Татьяна Васильевна Копытина.
Но не все ученые СИФИБР СО РАН работают дистанционно. Весна – начало посевных работ. Сотрудники Института приступили к научно-экспериментальной работе на территории экспериментального участка Института с соблюдением всех мер противодействия распространения COVID-19. Работы проводятся с овощными культурами и сортами плодово-ягодных культур для сортоиспытания, изучения и разработок мер по профилактике заболеваний растений в климатических условиях Восточной Сибири.
Вера Велякина. Фото: ИрИХ СО РАН, Екатерина Канева, СИФИБР СО РАН.