Лекцию и практическое занятия провели для школьников в Байкальском музее СО РАН

Для школьников образовательного комплекса «Точка Будущего» провели экскурсию по экспозициям Байкальского музея, прочитали лекцию и организовали практическое занятие на тему: «Роль спирогиры как идентификатора качества воды озера Байкал». Организатором мероприятия выступила заведующая отделом научно-образовательной деятельности и экспертной оценки Иркутского научного центра СО РАН Наталия Свердлова.  В рамках договора о сетевом партнёрстве с Байкальским музеем СО РАН и другими научными организациями, а также в сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями области отдел НОД и ЭО Центра регулярно выступает экспертами, проводит конференции, лекции, организовывает коммуникации научного сообщества и учащихся школ.

Байкальский музей

Байкальский музей СО РАН посетили 23 ученик 7 класса.  Занятия для них провела ученый секретарь, к. б. н. Елена Зайцева.  Школьники узнали, что на Земле существует 535 известных видов нитчатой зеленой водоросли спирогиры, а на Байкале обитает 5 из них. Эту водоросль в озере обнаружил ученый К.И. Мейер еще в начале XX века в небольших количествах в мелких теплых заливах. Однако, в массовом количестве она стала появляться в озере начиная с 2011 года. Ученые связывают это с избыточным поступлением биогенов азота и фосфора, которые входят в состав различных ферментов и белков и стимулируют рост и размножение растений.

-  Мы представили школьникам информацию о том, как растет спирогира, как размножается и как влияет на качество воды. Очень важно, чтобы дети понимали происходящие процессы в окружающей среде в целом, также в озере Байкал. Как можно минимизировать ущерб природе и не провоцировать загрязнение уникального природного объекта.  Кроме этого, я выступаю экспертом на форуме «Точка научного старта», интересно посмотреть, как полученную информацию дети преподнесут в своих докладах, - отметила Елена Петровна.

Байкальский музейБайкальский музей

 Гости музея узнали, откуда в прибрежных водах в последнее десятилетие появились «лишний» азот и фосфор, а также с помощью микроскопов познакомились с живой спирогирой «лицом к лицу». Елена Петровна рассказала о том, что даже под микроскопом спирогиру трудно отличить от других нитчаток, и точное определение вида возможно только при фиксации типа полового размножения. 

Байкальский музей

- Для детей было важно и интересно посетить музей на Байкале. Тема загрязнения акватории озера актуальна. Наши ребята готовят исследовательские проекты, они задавали много вопросов: какие факторы влияют на размножение спирогиры в Байкале, как ученые бороться с этим, какое практическое значение имеют водоросли. В рамках исследований школьники планировали сделать химический анализ спирогиры - посмотреть на какие вещества водоросль реагирует, которые впоследствии вызывают вспышку ее распространения. Хотелось, чтобы подобных образовательных мероприятий с участием специалистов в той или иной сфере было больше. Также надеюсь, что школьный спецкурс «Байкаловедение» станет отдельным предметом школьной программы. В будущем вопрос экологии озера будет стоять еще острее и дети должны осознавать ответственность, - рассказал преподаватель биологии образовательного центра «Точка будущего» Алексей Кокорин.

Для справки

В соответствии с частью 1 статьи 13 и статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и, руководствуясь «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ» от 28 августа 2015 года за №АК – 2563/05, ИНЦ СО РАН реализуют в сетевой форме совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Байкальский музей Иркутского научного центра»  под руководством А. Б. Купчинского (Договор о сетевой форме реализации образовательных программ №ОС-1/2017 от 1 августа 2017 г.)

На протяжении шести лет отдел научно-образовательной деятельности и экспертной оценки Центра сотрудничает с общеобразовательными учреждениями. Среди форматов взаимодействия: лекции по языкознанию для лицея № 2 г. Братска, экспертная работа на конкурсе (Региональные отборочные мероприятия программы «Шаг в будущее» прошли в Братске с участием ИНЦ СО РАН | Иркутский научный центр (irk.ru)); проектная работа, конкурсы, региональные, международные конференции с МБОУ СОШ № 24, 19, ЧОУ Образовательный комплекс «Точка будущего»  (Международная научно-практическая конференции школьников | Иркутский научный центр (irk.ru)).

Фото: сайт Байкальского музея СО РАН

Пресс-центр ИНЦ СО РАН