Конференция была приурочена к 60-летию Института геохимии СО РАН и 100-летию со дня рождения выдающегося ученого, возглавлявшего много лет институт, Льва Владимировича Таусона. Обстоятельства, при которых Лев Владимирович возглавил иркутских геохимиков, заслуживают небольшого отступления. В 1957 году было организовано Сибирское отделение Академии наук и были очень актуальны вопросы по развитию науки и промышленности в регионах. По мнению Александра Павловича Виноградова, именно в Иркутске была необходимость в институте геохимического профиля. 29 ноября 1957 года Президиум АН СССР принял решение о создании в столице Восточной Сибири ряда институтов, в том числе института геохимии. Директор-организатор, Александр Павлович, предложил своему ученику, в то время еще работавшему над докторской диссертацией, Льву Владимировичу Таусону стать заместителем директора. Лев Владимирович согласился «попробовать». Познакомившись с Иркутским государственном университетом и специалистами по геологической направленности, Таусон согласился. Так Лев Владимирович в 1957 году стал заместителем, а в 1961 году директором Института геохимии им. А. П. Виноградова АН СССР и оставался на этой должности до 1989 года.
Лев Владимирович был специалистом в области геохимии эндогенных процессов и геохимических методов поисков рудных месторождений. Его основные работы были посвящены изучению особенностей геохимии процессов эндогенного рудообразования, истории поведения элементов в процессах кристаллизации магматических расплавов. Таусон один из создателей нового направления в современной геохимии – геохимии редких элементов в изверженных горных породах. Со временем Лев Владимирович стал ведущим геохимиком СССР и общепризнанным ученым во всем мире. Несмотря на высокие регалии, Таусон отличался необычной способностью создавать теплый, доброжелательный климат в институте, славился умением поддержать своих сотрудников в исследованиях, способствовать их научному росту. Если случались какие-то бытовые трудности, он всегда помогал каждому сотруднику, несмотря на его должность или звание. Возможно, отчасти и это чуткое отношение к коллективу помогло создать не просто институт, а один из крупнейших геохимических центров страны, а идеи и разработки Льва Владимировича актуальны и в наши дни.
«Лев Владимирович был уникальный человек, представитель лучшей в мире геохимической школы. Он очень многое сделал для изучения редких элементов, по геохимии урана, геологам-уранщикам это очень хорошо известно. В 1967 году Таусон предложил методику по нахождению урана и она по сей день эффективно работает. Лев Владимирович первый поднял вопрос о биохимии техногенеза. Это связано с экологическими проблемами. Долгое время все эти работы были секретны либо были на уровне «для служебного пользования». Не обсуждалось влияние на человека, это была закрытая тема. Впервые эти вещи прозвучали на конференции в Иркутске в 1986 году,» – рассказывает участник конференции, д.г.-м.н., Леонид Петрович Рихванов, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный геолог РФ, профессор кафедры геоэкологии и геохимии Национального исследовательского Томского политехнического университет.
Конференция «Современные направления развития геохимии» объединила 124 ученых из России, Монголии и Китая. В течении четырех дней было представлено 18 пленарных докладов, 72 устных и 15 стендовых. Программа конференции была разделена на шесть секций, посвященных эволюции магматизма в истории Земли и процессам мантийно-корового взаимодействий; геохимии эндогенных процессов в различных геодинамических обстановках; магматизму и рудообразованию; современным геохимическим методам поисков и прогнозирования рудных месторождений; геохимии окружающей среды и климатическим изменениям; экспериментальному и физико-химическому моделированию природных и техногенных процессов; аналитическим методам в геохимии.
«Наука стремительно меняется, но многие доклады затрагивали те позиции, которые предлагал Лев Владимирович. В любой науке есть история, и в геологии тоже. Какие-то зачатки тех направлений были раньше, но появляются новые идеи, новые данные. В настоящее время активно развиваются аналитические исследования – уже можно в одной маленькой капле определить все элементы,» – отмечает Михаил Иванович Кузьмин, академик РАН.
На подведении итогов конференции прозвучало предложение о том, чтобы занять более активную позицию в плане финансирования аппаратного оснащения институтов геохимии. Оборудование не обновлялось с 2014 года, а это необходимо, чтобы ученые могли своевременно реализовывать исследования, иначе из-за устаревшего оборудования российская геохимия отстанет от зарубежной.
«Вопрос распределения финансирования действительно очень актуальный. Необходимо думать об увеличении бюджетов научных учреждений, сейчас это прерогатива Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Вроде начали немного осуществлять финансирование, но это совсем не то, что было раньше. Нарушены хорошие традиции академии по междисциплинарным проектам. Помимо этого, у нас ведь должны быть и журналы, и международные связи. Многие надеются, что может быть получится хотя бы временно сделать двойное учредительство – РАН и ФАНО. А в дальнейшем ФАНО надо перевести в финансово-хозяйственный аппарат. Надо по-другому определять баланс институтов. Как раньше было – на оборудование и так далее… В этом случае, мы считаем, было бы не плохо возвратить Министерство науки. И мы надеемся, что по сложившейся ситуации будет принято продуктивное решение,» – считает Михаил Иванович Кузьмин.
Институт геохимии им. А. П. Виноградова СО РАН традиционно проводит конференции каждые пять лет. По результатам этого мероприятия видно, как быстро происходят изменения в геохимической науке и было решено проводить конференции каждые два с половиной года. Доклады всех участников завершившейся конференции будут опубликованы в спецвыпуске журнала «Геология и геофизика».