Ученики базовых школ РАН Иркутской области представили результаты своих научных проектов в рамках секции «Юные исследователи» на 36-ой Всероссийской научной конференции «Ляпуновские чтения». Конференция проходила в Институте динамики систем и теории управления имени В.М. Матросова СО РАН в декабре в онлайн-формате.
Круг тем, волнующих старшеклассников, широк. Это безопасность пешеходов, использование возможностей мобильных телефонов в системах умного города, стимулирование образовательного процесса среди школьников, экологически чистые и возобновляемые источники энергии, микроклимат помещений. К примеру, ученик 10 класса ангарского лицея № 1 Иван Никифоров разработал и самостоятельно собрал опытный образец домашней метеостанции. Из плюсов своей разработки Иван называет низкую стоимость в сравнении с аналогами, которые можно приобрести в магазине.
— Прибор может измерять и показывать температуру воздуха, влажность, атмосферное давление, уровень углекислого газа в помещении и прогнозировать вероятность осадков на основе изменения атмосферного давления, — рассказал Иван Никифоров.
Елизар Гарбовский из братского лицея № 2 разработал ветрогенератор, предназначенный для использования в удаленных районах. Автор отметил, что такая модель может подойти для обеспечения электроэнергией исследовательских станций, зданий и домов, находящихся в труднодоступных местах.
Ученица братского лицея №2 Елизавета Корецкая подготовила 3D-модель автомобильно-пешеходного моста через реку Ия для беспрепятственного транспортного сообщения по трассе «Сибирь».
Актуальность проекта заключается в том, что мост трассы федеральной значимости регулярно подтапливает водами реки Ия, что порой затрудняет или препятствует автомобильному движению по данному отрезку дороги. Этот проект является значимым не только для городов Иркутской области, но и для Красноярского края и Новосибирской области, — говорит Елизавета. В своей работе старшеклассница изучила историю затопления города Тулун, рассмотрела способы решения проблемы передвижения через затопленную территорию в истории, разновидности конструкций мостов. Финальной стадией работы стали расчеты по определению местоположения моста.
— Этот проект может быть осуществим, так как он актуален, экономически и социально важен для нашего региона. Но все же есть факторы, препятствующие этому. Например, я не затрагивала юридическую сторону этого проекта, чтобы его полностью осуществить, и не отрицаю того, что в этот проект могут быть внесены некоторые правки, — заключила Елизавета Корецкая.
Константин Фёдоров из лицея ИГУ рассказал о своей работе по автоматизации вызовов сервисов на основе кластеризации данных позиционирования мобильного устройства. Это один из способов обучения искусственного интеллекта для решения повседневных задач.
— В современном доме может быть большое количество устройств «умного дома», управляемых с помощью смартфонов. Например, гаражные ворота, теплые полы, освещение или автополив. Всеми этими устройствами необходимо управлять в зависимости от времени, места, погоды и других условий. Мое приложение упрощает использование таких устройств. Вместо сложной настройки пользователю достаточно указать, когда надо их включить или выключить. Приложение обучается на данных примерах и далее автоматически управляет. На данном этапе реализовано управление шлагбаумом, будильником, — говорит Константин Фёдоров.
Организаторы отметили проработанность научных исследований и умение школьников рассказывать о своих достижениях в академическом стиле. Из 12-ти представленных на конкурс работ лучшими признали шесть.
— Оценка исследовательских работ всегда вещь субъективная. Все представленные на конкурсе доклады сделаны на высоком уровне и нам с трудом удалось выделить из них только шесть работ. В первую очередь мы обращали внимание на исследовательскую составляющую, проделанную конкурсантами. Важными критериями оценки были проработанность и степень завершенности исследования, — говорит научный сотрудник ИДСТУ СО РАН кандидат технических наук Андрей Анатольевич Михайлов.
Все юные участники конференции получат сертификат об участии, тезисы их исследований опубликованы в материалах конференции «Ляпуновские чтения».
Победители конкурса научных работ получат подарки от Министерства образования Иркутской области — сертификаты в образовательный центр «Персей».
Справка:
Базовые школы РАН — совместный проект Российской академии наук и Минпросвещения для привлечения талантливых школьников в науку и сферу высоких технологий. Эта инициатива была поддержана в конце 2018 года президентом России. С 2019 года в работе задействовано 110 школ из 32 субъектов Российской Федерации. В Иркутской области в проекте принимают участие лицей ИГУ, ангарский лицей № 1 и братский лицей № 2.
Вера Велякина.
Фотография Владимира Короткоручко.