Тему «Исследовательский потенциал научной аспирантуры: гуманитарное и естественно-научное направления» обсудили на Втором Байкальском международном салоне образования в Сибэкспоцентре. В дискуссии приняли участие директор ИДСТУ СО РАН, научный руководитель ИНЦ СО РАН, академик Игорь Вячеславович Бычков, врио ректора ИГУ доктор химических наук Александр Сергеевич Шмидт и проректор ИРНИТУ по научной работе и инновационной деятельности кандидат экономических наук Евгений Юрьевич Семенов.
Модератор дискуссии начальник отдела научно-образовательной деятельности и экспертной оценки ИНЦ СО РАН кандидат филологических наук Наталия Александровна Свердлова подчеркнула важность темы в связи с формированием законопроекта «О научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации», отметив, что на данный момент существует два варианта аспирантуры — для научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
Академик Игорь Вячеславович Бычков подчеркнул, что по данным исследования Высшей школы экономики, в 2013 году соискатели защитили почти 30% диссертаций, к 2019 году этот показатель снизился до 21%. На данном этапе важно понимать, какие практики следует учесть, что не утратить, куда двигаться в образовательном процессе подготовки аспирантов для качественного и количественно результата.
— Эти изменения произошли, отчасти, из-за введения третей ступени. Сейчас выдается диплом преподавателя-исследователя, но дело в том, что он не соотносится с дипломами Phd, которые вручаются в зарубежных университетах. Поэтому сегодня привлечь иностранных аспирантов в российскую аспирантуру практически невозможно, — говорит Игорь Бычков.
Сравнительная динамика защит кандидатских диссертаций в вузах и академических учреждениях также отрицательная. По мнению Игоря Вячеславовича, для улучшения ситуации необходимо возобновление исследовательской (научной) аспирантуры не как третьей ступени образования, а как исследовательской деятельности.
— Аспирант должен тратить основное время на занятия научными исследованиями, решением поставленных задач научным руководителем. По данным Высшей школы экономики, сейчас ребята, которые поступают в аспирантуру, готовы хуже, чем те, которых мы принимали до введения Болонской системы, после программ специалитетов. Четверть поступают только для того, чтобы не служить в армии, от 10% поступают в аспирантуру, чтобы сохранить место в общежитии. При этом у данных аспирантов никакой мотивации заниматься научной деятельностью нет. Тем более, что система трехступенчатого образования сегодня приводит к тому, что основной упор в аспирантуре стоит не на научно-исследовательскую работу, а на образовательную, — считает Игорь Бычков.
Кроме этого, существует региональная проблематика. По скромным оценкам, регионы должны готовить не менее 7000 кандидатов наук в год. Но около 65% контрольных цифр приема распределяются по университетам, входящим в проект «5.100» и федеральные университеты.
— Готовя аспирантов только в ведущих университетах и в условиях «академической молодежной мобильности», мы отдаем молодых ученых в крупные города. Поэтому еще один из вопросов, который необходимо решать — это координация действий региональных министерств, правительств регионов, всего нашего сообщества для того, чтобы контрольные цифры приема в аспирантуру увеличивались, — говорит Игорь Бычков.
Положительной тенденции в этом году стал конкурс для аспирантов Российского фонда фундаментальных исследований. Основным условием поддержки аспирантов является предоставление законченной работы в диссертационный совет.
— В наши времена те, кто учился в аспирантуре, работал по специальности. Сегодня половина аспирантов работают не по специальности — это разрыв во времени и возможностях. И наличие возможности грантовой поддержки аспирантов — грантов, которые возмещают участие в конференции, дают возможность приобрести оборудование и расходные материалы, командировки в ведущие научные центры для поддержки молодых ученых-аспирантов вузов и академических институтов, — резюмировал Игорь Вячеславович.
Врио ректора ИГУ Александр Шмидт также отметил, что за последние годы в целом по России эффективность аспирантуры резко упала.
— Это объясняется несколькими причинами: произошло сокращение числа диссертационных советов в связи с ужесточением требований к научной результативности их членов и к организациям, на базе которых работают советы, также в настоящее время защита диссертации перестала считаться обязательным условием для выпуска из аспирантуры — выпускники получают диплом преподавателя-исследователя, который дает право преподавать в вузе, — сказал Александр Шмидт.
Проректор ИРНИТУ по научной работе и инновационной деятельности кандидат экономических наук Евгений Юрьевич Семенов дополнил, что университетская аспирантура пытается достичь две цели: подготовку кадров высшей квалификации и научно-педагогических кадров. По его словам, в университетах аспирантура не всегда должна заканчиваться защитой диссертации. В этом аспекте, один из возможных путей реформирования — разделение на научно-педагогическую и научную аспирантуру.
Вера Велякина, фото Владимира Короткоручко.