Сегодня - 25 января - в России с большим размахом и задором отмечается уже ставший национальным праздник – День студента. Какой он, - современный студент, - можно говорить много. Мы же решили сузить обзор и посмотреть внимательнее на тех, кто занимается наукой. Для этого поговорили с лучшими из лучших - участниками научных объединений, сотрудниками научных лабораторий, обладателями стипендий муниципального, областного и федерального уровней. Студенты пяти иркутских вузов рассказали нам о своем пути становления молодых ученых, а также о возможностях студенческой науки.
Горяшин Никита Александрович,
студент ИРНИТУ 4 курса
Институт высоких технологий, кафедра химической технологии им. Н.И. Ярополова.
Председатель студенческого инновационного бюро «Технолог».
С наукой меня еще на первом курсе познакомил научный руководитель студенческого инновационного бюро «Технолог» ИРНИТУ, профессор кафедры химической технологии им. Н.И. Ярополова, к.х.н. Олег Иванович Дошлов. Он тогда рассказывал нам о своем научном объединении, которому нужны студенты, и предложил участвовать. Мне стало интересно, я все чаще задерживался после пар. Сначала были ознакомительные занятия, где получал первичные навыки научных исследований. А дальше уже начал формировать круг своих научных интересов, стали появляться собственные проекты. Где-то со второго курса более активно участвовал в научных исследованиях. А на 3 курсе стал председателем СИБ «Технолог». Сейчас здесь занимается порядка 12 человек, - все в основном студенты нашей кафедры химической технологии. Проблематика наших исследований широка. Это и поиск решения экологических проблем, и проблем нефтехимии, нефтепереработки.
Один из проектов, в котором я принимал участие – это часть большого научного исследования, которое в 2019 году получило грант на 30 млн рублей. Мы занимались изучением возможности получения нефтяных пеков и внедрения их в алюминиевую промышленность. Проект особенно актуален для Иркутской области, где сосредоточены крупные алюминиевые заводы. Внедрение этой разработки важно для улучшения экологической ситуации, так как нефтяной пек не содержит высококанцерогенное вещество, находящееся в используемых сейчас каменноугольных пеках. Наши исследования продолжались два года, и теперь мы находимся на этапе предложения вариантов внедрения проекта.
В дальнейшем я намерен продолжать развитие этой темы в собственных научных исследованиях уже в магистратуре. В декабре прошлого года я вошел в число победителей VI Научно-технической конференции для сотрудников Иркутской нефтяной компании и студентов российских вузов. Представленный там проект направлен на утилизацию отходов промышленных предприятий, возможность вовлечения переработанного сырья во вторичные процессы. Мы предложили технологию переработки крупнотоннажного отхода этиленового производства – тяжелой смолы пиролиза, с возможностью получения на её основе готовой нефтехимической продукции.
Если говорить о возможностях, которые дает наука студентам, я бы выделили три важных направления.
На первое место я бы поставил возможность самореализации. В науке ты можешь получить глубокие теоретические знания и практические навыки работы под руководством опытных профессоров и научных работников.
На втором месте – хорошее материальное обеспечение занятие наукой для студентов. Это касается и оснащения современным оборудованием, на котором проводятся исследования, и стипендиальной поддержки. Сегодня огромный спектр стипендий различного характера, которые помогают студенту воплощать свои идеи, и делать это не за просто так.
Ну и третье – это, конечно, возможность последующего более легкого трудоустройства. Если молодой человек или девушка занимались исследованиями будучи студентами, на предприятия или в научные институты их берут с намного большим интересом, чем просто студента, окончившего вуз. Здесь уже возникает конкурс не на рабочее место, а на выпускника.
Саранчина Александра Евгеньевна,
Студентка ИГУ, 1 курс магистратуры.
Биолого-почвенный факультет ИГУ. Направление биохимии.
Лаборант-исследователь НИИ биологии ИГУ
Мой интерес к молекулярной биологии появился еще в 11 классе, когда наша учительница начала рассказывать нам про это направление, в частности, про ДНК. Как ДНК взаимодействует с другими полимерами в клетке, какую роль играет для всего живого. Меня тогда просто поразило, насколько все происходящее в клетке фундаментально. Ведь одни и те же процессы происходят как в клетках человека, так и в клетках совсем не похожих на нас организмов, например, бактерий.
Потом уже на первом курсе университета был задан вопрос аудитории, кто хотел бы заняться наукой. Я была в числе таких желающих. И вот так, после небольшого собеседования-опроса в НИИ биологии ИГУ, я оказалась здесь.
Сейчас уже идет четвертый год моей научной работы в НИИ. За это время участвовала в исполнении разных грантов. Например, гранта Российского научного фонда, направленного на изучение зрительных белков байкальских эндемичных амфипод. А свою курсовую работу и диплом я защищала по теме молекулярных механизмов формирования окраски у эндемичных байкальских антипод, если конкретно, то у вида Eulimnogammarus cyaneus.
Прикладная значимость научных исследований в биологии очень широкая: от изучения и создания новых антибиотиков до, например, создания корма для животноводства. Но в какой бы области ни была разработка, она всегда несет в себя реальную пользу. И участвовать в таких работах биологов и микробиологов для меня очень ценно. Может быть, поэтому я бы хотела и дальше остаться в науке.
Мне кажется, что для студентов сейчас есть много возможностей для развития в науке. Например, стипендии разных уровней. Также часто проходят конференции, различные обучающие программы. Они дают серьезный и важный опыт написания тезисов, выступлений, в целом защиты результатов своей работы. Несомненно, пригодится в будущем и участие в грантовых проектах, начиная от понимания, как лучше формулировать тему, составлять заявку, отрабатывать грант и писать отчеты. Это неоценимая практика от старших наставников.
Мне с моими наставниками очень повезло. Мой научный руководитель - выпускница СПБГУ, к.б.н. Полина Дроздова - специалист своего дела. Она всегда помогает советом и дает проявить себя, эта возможность необходима для начинающих свой путь ученых.
Трескин Сергей Викторович,
Студент 4 курса ИрГУПС.
Факультет «Транспортные системы», направление «Подвижной состав железных дорог».
Участник акселератора ИрГУПС - стартап школы "ЦИФРА"
Обладатель именной стипендии губернатора Иркутской области
Интерес к научной деятельности у меня был еще со школы, но именно в вузе обозначилось его конкретное направление. Благодаря нашим преподавателям с кафедр «Вагоны и вагонное хозяйство» и «Электроподвижной состав» - Евгению Юрьевичу Дульскому и Павлу Юрьевичу Иванову я со второго курса стал активно проводить различные исследования, готовить статьи, участвовать в оформлении патентов.
В первое время это были работы в основном по предмету «Инженерная компьютерная графика», в рамках которого создавал различные 3d модели, производил их расчет. Позднее к моим научным интересам добавились расчеты с помощью метода конечных элементов. Эти исследования важны для многих отраслей машиностроения, строительства, так как любой технический объект или сооружение должны отвечать определенным прочностным требованиям. Отвечают они или нет, мы и проверяем с помощью этого метода расчетов.
На данный момент я являюсь участником стартап школы «Цифра». Во многом благодаря ей, я стал активно принимать участие в различных проектах, пополнять портфолио наградами за участие конкурсах, конференциях различных уровней. Так, в 2021 году получил именную стипендию губернатора Иркутской области. Сейчас у меня опубликованы семь научных статей, я получил три свидетельства программ для ЭВМ, четыре патента на полезные модели и один - на изобретение. И наконец, еще будучи студентом, у меня появился опыт внедрения различных проектов в производство.
На мой взгляд, именно участие в подобных проектах позволяет студентам наиболее активно проявлять себя в науке и в дальнейшем связать себя с ней.
Для себя я уже определился, что после окончания университета буду продолжать научную деятельность: поступлю в аспирантуру и защищу кандидатскую диссертацию.
Сухова Виктория Михайловна,
Студентка 4 курса Иркутского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)
Направление подготовки «Юриспруденция».
Я обучаюсь по специальности «юриспруденция» на гражданско-правовом профиле, соответственно, тематика моих научных интересов посвящена гражданско-правовым отношениям. Для себя я не выбрала одного узкого направления исследований, мне интересны проблемы в различных отраслях права, так, например, я готовила материалы по проблематике семейного законодательства, трудовому праву, изучала правовые проблемы, связанные с охраной озера Байкал, и многим другим сферам, где есть интересные аспекты для анализа действующего законодательства, изучения необходимости совершенствования правовой системы.
Сегодня мной написаны 12 статей, из них 10 опубликованы в сборниках научных статей. В том числе в научных изданиях вузов Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Сочи и других городов России. Чаще всего это публикации, приуроченные к проведению каких-либо научных студенческих конференций по различным вопросам права.
Благодаря тому, что сейчас все больше мероприятий проходят в дистанционном формате, у нас – студентов – есть много возможностей и поучаствовать в них, и проявить себя. К примеру, на конференции по семейному праву, проводившейся в Санкт-Петербурге, я получила диплом за лучшую научную статью. На всероссийском круглом столе, посвященном проблемам Байкала, проходившем в Москве, заняла третье место.
Первую же свою статью я написала еще на первом курсе. После защиты курсовой работы меня заметил мой руководитель, преподаватель по теории государства и права, Парфенова Татьяна Андреевна, она мне и предложила попробовать подготовить совместную работу. Статья была необходима для участия в конференции, проводившейся в нашем вузе. По ее итогам мой доклад отметили как лучший. А я стала все больше времени посвящать доктрине.
Вообще считаю, что в юриспруденции все актуальные и необходимые на современном этапе нововведения в законодательстве, зачастую возникают в виде доктринальных идей в научных статьях, работах видных ученых-правоведов и юристов-практиков. Идеи вызывают дискуссию, из которой потом формируется истина. Участие в таких дискуссиях – даже просто знакомство с ними – дает новые познания в сфере права.
Из других возможностей, которые дает студенту участие в научной деятельности, я бы выделила более легкое трудоустройство. Работодатели часто просят вузы рекомендовать отличившихся студентов, и здесь как раз пригождается твой опыт участия и побед в научных конференциях. Я уже работаю в юридической организации, совмещая ее с учебной деятельностью. Конечно, очень хотелось бы поступить потом в аспирантуру. Но случится это или нет, решу чуть позже. Научная деятельность занимает очень много времени, на совмещение работы, обучения и науки уходит много сил и энергии.
Трушкин Матвей Игоревич
4 курс БГУ, факультет «Мировой экономики и государственного управления», кафедра «Мировой экономики».
Стипендиат мэра Иркутска, Правительства Иркутской области, Президента России.
Мое знакомство с наукой произошло в конце первого курса. Тогда я решил во что бы то ни стало перевестись с коммерческого обучения на бюджетное. И кто-то мне подсказал, что можно написать статью. Мол, точно повысит шансы. Я так и сделал, с горящими глазами сел за ее подготовку, написал и даже опубликовал в одном из российских журналов. И знаете, мне понравилось! Сейчас, конечно, перечитываешь ее и понимаешь, что и как можно было сделать лучше. Но, главное, что цели добился – на бюджетное обучение перешел.
А дальше меня увлекла продолжением этой исследовательской деятельности мой научный руководитель – Балашова Мария Александровна, - огромное ей спасибо за это. В целом вся наша кафедра очень поддерживает студентов, желающих проявлять какую-либо научную активность: преподаватели будут только рады и всегда помогут.
Мы активно участвуем в различных научных конференциях и других мероприятиях, регулярно публикуем статьи, прежде всего, в изданиях нашего университета. Эти журналы хорошо цитируются, среди них есть и «ваковские», и «ринцевские», что важно.
Что касается участия в мероприятиях, то до пандемии, конечно, было проще с их очным посещением. Мы часто ездили в другие города. Например, в Новосибирск на студенческий хакатон по социальному предпринимательству, в Саратов на Школу по экономическому поведению, на Конференцию по странам БРИКС. Сейчас участие перешло больше в онлайн-формат. Но и в этом можно найти свои плюсы.
Для меня участие в научной деятельности – это, прежде всего, возможность развить свои профессиональные качества: умение систематизировать, обобщать и углублять знания, анализировать, строить логические цепочки и делать выводы. Это все то, что в будущем пригодится в профессиональной деятельности в любом секторе экономики.
Важно и то, что благодаря участию в научной работе, я могу посещать другие города, интереснейшие мероприятия, находить там новых друзей. Думаю, не многие студенты могут 2-3 раз в год ездить по России, проводить время с пользой и в то же время отдыхать.
Важна и финансовая поддержка студентов, показывающих хорошие результаты в научной работе. Есть возможность получать и повышенные стипендии на уровне вуза, есть городские и областные программы поддержки, есть президентская стипендия. Везде разные суммы, периодичность выплат… И пусть эти деньги – не тот мотив, из-за которого студент пойдет в науку, но они также являются подтверждением его достижений.
Пресс-центр ИНЦ СО РАН
Фото предоставлены участниками опроса
Все новости в социальных сетях:
Telegram