Продолжаем серию публикаций «Научный полк» материалом об иркутском ученом Владимире Михайловиче Сокольникове (1904–1971). В годы Великой отечественной войны он был одним из организаторов ледовых переправ на Ладожском озере и награжден в 1944 и 1945 годах медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Работать на Байкал В.М. Сокольников приехал в 1952 году. Здесь на Байкальской лимнологической станции АН СССР (с 1961 г. Лимнологический институт СО АН СССР) ученый сформировал коллектив лаборатории гидрологии и гидрофизики, которую возглавлял в течение 1959-1971 годов. Под его руководством проведены исследования по обоснованию строительства и эксплуатации ГЭС на Ангаре, выполнены фундаментальные изыскания ледового и гидрометеорологического режима и теплового баланса Байкала – эти работы актуальны и в настоящее время.
Материал о жизни и деятельности ученого, о его вкладе в дело Победы в Великой Отечественной войне подготовили старшие библиографы ЦНБ ИНЦ СО РАН Бараш Светлана Михайловна и Кустова Елена Михайловна, опираясь на книгу «Владимир Михайлович Сокольников: Служить Родине и науке / авт.-сост.: О.Т. Русинек, В.В. Меншуткин, Л.Н. Куимова. Иркутск, 2022» и др. источники, в т.ч. сайт Минобороны России.
«Дорога жизни»
Владимир Михайлович Сокольников родился 29 июля 1904 г. в деревне Россомахино Архангельской губернии в семье поморов. В 1930 г. он успешно окончил физико-математический факультет Петроградский университет по двум специальностям – метеорология и гидрология и стал специалистом по изучению льда. Владимир Михайлович работал на нескольких гидрометеорологических станциях в Ленинградской области, участвовал в третьей зимовке на Полярной геофизической обсерватории на Маточкином Шаре (о. Новая Земля). В начале Великой Отечественной войны Владимир Михайлович Сокольников с семьей находился в Ленинграде.
Опыт и знания специалиста сыграли огромную роль при строительстве и эксплуатации так называемой «Дороги жизни», - ледовой трассы через Ладожское озеро, которая в период блокады оставалась единственной дорогой, связывающей Ленинград с Большой землей.
В составе 1-го отдела Управления гидрометеорологической службы (ГМС) Ленинградского фронта Владимир Сокольников был назначен начальником ледово-дорожной службы на «Дороге жизни» (Шлиссельбургская губа Ладоги).
Уже 12 ноября 1941 года на тонкий ладожский лед вышли первые разведчики из числа гидрографов Балтийского флота, которые исследовали скорость и характер намерзания ледяного покрова у южного берега озера, там, где расстояние между ленинградским берегом и Большой землей было наименьшим. Учёные систематизировали данные о ледовом режиме озера и дали прогноз, сколько прослужит «Дорога Жизни». Первый груз с мукой был отправлен на обозах с лошадьми. Позднее была налажена автомобильная переправа.
Сохранились воспоминания дочери Владимира Сокольникова Татьяны. В письме своей родственнице она рассказывает о жизни в блокадном Ленинграде и о работе отца:
«Как только стало замерзать Ладожское озеро, правительство решило проложить по льду дорогу. Потом ее назвали Дорогой жизни. Папа как специалист по льдам был направлен на Ладогу. Он мерил толщину льда, учитывал его структуру, умножал на коэффициенты допустимых нагрузок: при каком состоянии льда может пойти машина с грузом. Под обстрелами и бомбежками, под трассирующими пулями с самолетов проводил он эту работу. Всю дорогу папа провешивал елочками, чтобы шоферы ориентировались по ним. В штабе фронта данные Сокольникова пересчитывали на тонны снарядов, патронов, продовольствия, на тысячи жизней ленинградцев, которых можно было провести по льду.
С Кировского завода пошли по льду гусеничные танки. Пятый танк ушел под лед. Вот тогда пришли за папой и увели. Ему грозил трибунал. Как ему удалось уговорить их поехать на место катастрофы и там проверить, не знаю. Но проверили. Оказалось, что погибший танк ушел на несколько метров в сторону от вешек. Там лед был тоньше. Папу отпустили. Но от работ на Дороге жизни он был отстранен».
После прорыва блокады Ленинграда Владимир Сокольников продолжал работать на Невской гидрометеорологической станции, выполнял ледовую съемку на реке Неве, на участке от города Шлиссельбург до Невской Дубровки.
Арктические экспедиции
В 1947 году Владимир Михайлович Сокольников был зачислен на работу в штат Таймырской комплексной экспедиции Арктического научно-исследовательского института, где он организовал и провел цикл исследований по изучению таяния ледяного покрова в весенний период и формирования и роста ледяного покрова в осенне-зимний период. С 1948 года работал в Арктическом НИИ в должности старшего научного сотрудника, участвовал в пяти арктических высокоширотных экспедициях. Участвовал в зимовке на полярной станции на Новой Земле, что способствовало развитию дальнейших научных интересов и сферы его деятельности как полярника и гляциолога. Работал в Арктике на ледоколе «Капитан Белоусов» и на полярной дрейфующей станции СП-2 (Северный полюс-2), исследования на которой были так засекречены, что про них до сих пор мало кто знает. В связи с секретностью проверялись все личные дела сотрудников. В личном деле Владимира Михайловича Сокольникова обнаружили сведения о его репрессированном отце, который умер в лагерях как «классово чуждый элемент». В связи с этим, в 1951 году ученый был уволен из Арктического НИИ.
Байкальский лед
Следующей точкой в карьере ученого стала работа на Байкальской лимнологической станции. Не будет ошибкой, если сказать, что иркутской науке очень повезло получить в свои ряды ученого такого профиля.
Владимир Михайлович начал изучать основные физические особенности байкальского льда и закономерности установления и разрушения ледового покрова. Исследования такого рода на Байкале до того времени не проводились. Он подробно описал байкальские пропарины, представляющие серьезную опасность при перемещениях по озеру в зимний период.
Владимир Сокольников впервые организовал систематическое изучение зимних течений в озере и течений безледного периода. Для проведения этих работ на Байкале Владимир Михайлович совместно с Поликарпом Герасимовичем Малым и В.В. Меншуткиным разработали проект научно-исследовательского судна, способного работать в любых погодных условиях. Судно строилось в Киеве на заводе «Ленинская Кузница».
В 1964 году флагман байкальского научно-исследовательского флота экспедиционное судно «Г.Ю. Верещагин» уже принимает участие в изучении Байкала.
В память об ученом
Заложенные Владимиром Сокольниковым научные подходы успешно развивались и нашли отражение в исследованиях его учеников и коллег. Результаты его научных исследований широко известны в нашей стране и за рубежом. Он был одним из организаторов проводившихся в течение трех десятилетий на Байкале Всесоюзных совещаний по круговороту вещества и энергии в озерных водоемах, в которых неизменно принимали участие ведущие специалисты основных лимнологических учреждений страны.
За свою плодотворную деятельность Владимир Михайлович был удостоен такими значимыми правительственными наградами, как медаль «За оборону Ленинграда» (1944 г.), медаль «За победу над Германией» (1945 г.), орден «Знак почета» за работу в арктических экспедициях (1949 г.), «Почетная грамота Иркутского Облисполкома» (1964 г.).
Память о Владимире Михайловиче Сокольникове увековечена в воспоминаниях его коллег и родных, в публикациях о нем, в сведениях об ученом как одном из организаторов ледовых переправ на Ладожском озере в годы Великой Отечественной войны. Информация о нем размещена на сайте Историко-мемориального комплекса «Дорога памяти» Главного храма вооруженных сил РФ Минобороны России.
Источник: презентация по итогам исследования деятельности ученого, подготовленная сотрудниками ЦНБ ИНЦ СО РАН Бараш Светланой Михайловной, Кустовой Еленой Михайловной.
Все новости в социальных сетях:
СПРАВКА
Владимир Михайлович Сокольников (1904–1971) – кандидат технических наук, ученый-гидролог, метеоролог и гидрофизик, гляциолог, полярник и байкаловед. В.М. Сокольников - крупный специалист по ледово-термическом режиму рек и озер. Он – один из организаторов ледовых переправ на Ладожском озере в годы Великой отечественной войны (1941–1945 гг.). Участник первых полярных экспедиций в Арктике, автор публикаций по итогам исследований ледового режима озера Байкал. Первый заведующий лабораторией гидрологии гидрофизики Байкальской лимнологической станции в 1959-1971 гг. (с 1961 г. – Лимнологический институт СО РАН).