Семинар «Актуальные вопросы подготовки кадров высшей квалификации и будущих ученых» прошел в ИНЦ СО РАН

Открытый научный лекторий «Коммуникация в XXI веке: грани и смыслы» завершился в этом учебном году семинаром «Актуальные вопросы подготовки кадров высшей квалификации и будущих ученых», который прошел в ИНЦ СО РАН 23 мая. С докладом на семинаре выступила заместитель министра образования Иркутской области, кандидат педагогических наук, доцент, доктор лингвистики университета Париж 8 (Франция) Елена Апанович.

На семинаре обсуждались ситуация, связанная с подготовкой кадров в высших учебных заведениях Приангарья, и выбор форматов профориентации для развития магистратуры и аспирантуры в Иркутске. Елена Апанович отметила важность таких образовательных проектов, как Центр технологического развития региона «Байкальский инновационный хаб» ИРНИТУ.

– Программа предполагает очень мощное сетевое взаимодействие всех вузов с академическими и научными институтами в специализированных сферах, – подчеркнула Елена Владимировна.

Самым дискуссионным стал вопрос о подготовке кадров в условиях «дублирования» направлений и профилей. Участники семинара отметили, что традиция подготовки аспирантов в научных институтах, возможно, нуждается в актуализации с точки зрения современных требований, как к образовательным организациям. При этом, подготовка полноценного сотрудника и специалиста профильной организации отличается в институтах последовательностью формирования профессиональных компетенций, ростом от студента до научного сотрудника или высококвалифицированного специалиста, а также разработанной программой подходов в организации учебного процесса как по специальным предметам, так и по дисциплинам базового блока учебного плана (философия, иностранный язык, педагогика). Опыт и перспективы деятельности научных институтов могут существенно обогатить образовательную систему Иркутской области, сделали вывод участники семинара.

Семинар «Актуальные вопросы подготовки кадров высшей квалификации и будущих ученых» прошел в ИНЦ СО РАН

 

В ходе обсуждения был отмечен недостаток сведений о подготовке аспирантов в региональном министерстве образования и науки. Комментируя эту ситуацию, Елена Апанович отметила, что функции по управлению наукой принадлежат министерству экономического развития региона. Региональное министерство образования и науки готово проанализировать вопрос о подготовке аспирантов для понимания ситуации с трудоустройством кандидатов наук, сообщила Елена Апанович.

– Трудно не согласиться с тем, что министерство экономического развития региона, в чьи задачи входит управление научной и научно-технической деятельностью Иркутской области, заинтересовано в подготовке кадров высшей квалификации. Но, вместе с тем, очевидно, что для решения производственных задач необходимо системное представление о возможностях продолжения обучения по разным научным направлениям, об успешных программах обучения в аспирантуре, о международных перспективах такого обучения, – отметила начальник отдела научно-образовательной деятельности и экспертной оценки ИНЦ СО РАН кандидат филологических наук Наталия Свердлова.

Не меньшее внимание на семинаре было уделено ранней профориентации. Заведующие аспирантурами академических институтов рассказали об успешных форматах профориентации школьников и предложили расширить рамки проведения мероприятий. Наиболее оптимальным решением они назвали участие в областной конкурсной или грантовой программе. 

В завершение мероприятия участникам всех четырех модулей научного лектория были выданы удостоверения о повышении квалификации по программе «Научная коммуникация в XXI веке: грани и смыслы». Лекторий возобновит работу в следующем учебном году. Темой семинара в октябре станут особенности ведения китайской научной и деловой коммуникации.