24 апреля 2021 г. в рамках проекта «Школьная академия» ИНЦ СО РАН прошли уроки натуралистического (научного) рисования и лепки эндемиков Байкальской природной территории

Уроками  рисования  растений – эндемиков и лепки  рыб  озера Байкала  завершился   в прошедшую  субботу  цикл уроков  по  окружающему миру для  учащихся 4-6 классов  СОШ № 24.

р

На протяжении  текущего  учебного года  школьники  под руководством иркутских ученых –байкаловедов знакомились  с флорой и фауной нашего региона, изучали их  строение, биологию и экологию.

Денис Александрович Кривенко,  к.б.н., старший научный сотрудник СИФИБРа представил вниманию  детей  редкое растение  мегадению  бардунови  и рассказал о важности  натуралистического рисунка в работе ученых.  На уроке  юные исследователи  впервые увидели это растение в горшочке и познакомились со строением  мегадании, в том числе по  гербарным  листам  и  натуралистическим  рисункам,  выполненных  ученым-ботаником  Сергеем   Григорьевичем Казановским.

 р2 

Для  ребят, увлеченных  биологией,   ихтиолог,  преподаватель кафедры  зоологии   позвоночных  Биолого-почвенного факультета ИГУ,  доцент, к.б.н. Виталий Петрович Самусенок   провел  лекцию по внешней морфологии рыб и экскурсию  по экспозиции  зоологического  музей им.  В.Ч. Дорогостайского.  Начинающие  исследователи познакомились   с редкими экспонатами,  узнали  о видовом  разнообразии рыб  Байкала и других водоемов Восточной Сибири,  поняли  характерные особенности  их внешнего строения,   услышали  интересные   подробности  жизни рыб.

р3

Неожиданным  для многих стал факт, что в молодости  известный  иркутский ученый-зоолог  Виталий Чеславович  Дорогостайский , еще будучи гимназистом, с 1896 по 1897 гг. учился в знаменитом Строгановском художественном училище, и по окончании Иркутской гимназии поступил  в Московский  университет на естественное отделение физико-математического факультета. Акварельные рисунки байкальских амфипод В.Ч. Дорогостайского представлены в экспозиции Музея Байкаловедения им.М.М. Кожова на Биолого-почвенном факультете ИГУ.   

«Неотъемлемой частью биологического образования является умение рисовать.  Ведь рисунок в научной работе всегда был и остается важнейшей формой представления научных результатов», - считает  д.б.н.,  профессор  Русинек Ольга Тимофеевна – научный руководитель проекта  «Школьная академия»  Иркутского научного  центра.  Преподаватель изобразительных искусств высшей квалификационной категории ДШИ №5 Семакина Людмила Ивановна познакомила  ребят  с принципами построения композиции рисунка  и приемами рисования  гелевой ручкой с использованием  цветных карандашей. По завершении урока школьники представили  свои рисунки растений нашего региона.

р5

Уроки  лепки  преподавателя  изобразительных искусств высшей квалификационной категории ДШИ №5 Дмитраковой  Надежды Николаевны стали  неожиданной экскурсией в мир глины  и ее целительных свойств.  Ребята  лепили байкальского хариуса, постигая  тонкости  работы с новым природным материалом,  вкладывая  в работу свои новые знания и вдохновение.

р4

По мнению директора школы № 24 Екатерины Алексеевны Старцевой, «участие в проекте «Школьная академия» позволяет  разносторонне  развивать  детей в соответствии с их интересами.  Программа  этого проекта  разработана  для разных  возрастных  групп . Мы  не только ,  расширяем  кругозор и эрудицию детей по  школьным предметам,  но и системно и планомерно  вводим их в мир науки,  привлекаем   внимание к разным  научным специальностям».

Работы  ребят будут представлены  в кабинетах биологии школы № 24.