Лекторий «Научная коммуникация в XXI веке: грани и смыслы» состоялся в Иркутском научном центре СО РАН

На ежегодном научном лектории спикерами выступили доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Педагогического института ИГУ Олег Подлиняев и заведующий Центральной научной библиотекой ИНЦ СО РАН Иван Трофимов. Мероприятие организовано отделом научно-образовательной деятельности и экспертной оценки Центра. В нем приняли участие иркутские аспиранты и студенты ИГУ. Открыл научный лекторий и поприветствовал участников директор ИНЦ СО РАН, д.м.н Константин Апарцин:

«Эта традиционная конференция – наша гордость. Каждый год перед аудиторией выступают новые спикеры, рассматривая самые актуальные темы науки.  В контексте тематики сегодняшних выступлений, хотел бы отметить, что коммуникации – это есть суть науки. Невозможно придумать что-то достойное, не коммуницируя на стыке наук, между научными коллективами. Надеюсь, мероприятие будет действительно полезным для молодых ученых нашего региона».

Лекторий

Начальник ОНОД и ЭО  Центра Наталия Свердлова отметила, что в ИНЦ СО РАН обучают языку научного общения и коммуникации, философии и педагогике с 1956 года, однако в последнее время этим направлениям уделяется особое внимание.

 -  Сегодня в рамках госзадания в отделе ведется исследование по теме «Лингвосемиотическая гетерогенность научной картины мира: теоретическое и лингводидактическое описание». Мы много говорим о научной коммуникации и ее особенностях, на предыдущем лектории отчасти затронули тему языковой личности. Гораздо реже речь идет о личности ученого. Сегодня, в рамках лекции профессора Олега Леонидовича Подлиняева, у нас есть возможность познакомиться с этой темой, - рассказала начальник отдела ОНОД и ЭО ИНЦ СО РАН Наталия Свердлова.

«От феномена личности к личности исследователя: структурный анализ» - так звучала тема доклада доктора педагогических наук Олега Подлиняева. Участникам лектория спикер предложил поразмышлять и оценить личность исследователя, опираясь на учения философа Джона Локка, психологов Джона Уотсона, Карла Роджерса, психиатров Зигмунда Фрейда, Чезари Ламброзо и других ученых. Это три различных подхода к изучению личности человека: социодинамический, субъектнодинамический и писходинамический, где доминирующими и определяющими качествами соответственно являются фенотип - социальная среда, сознание и воля, генотип.

- Если задать вопрос: «А какой же из этих подходов правильный?», это будет провокационным вопросом, на который нет однозначного ответа. Проецируя данные подходы к изучению личности ученого, все они имеют место быть. Единственно правильный вопрос в этом контексте: «Какую позицию занимаете именно вы, какой подход вам ближе, как человеку, личности и ученому»? Это и будет определять стратегию и движущие силы исследователя. У каждого подхода различные методики выявления тех или иных способностей человека: в контексте социодинамического подхода применяют различного вида диагностики и тестирования по профориентации, психодинамический подход предполагает использование психоанализа, субъектнодинамический – самоанализа и саморефлексии, - отметил профессор ИГУ, д.п.н Олег Подлиняев.

Лекторий

Во второй части лектория «Научная коммуникация в XXI веке: грани и смыслы» перед слушателями выступил заведующий Центральной научной библиотекой Иркутского научного центра СО РАН Иван Трофимов с докладом «Информационно-библиотечное обеспечение науки ЦНБ ИНЦ СО РАН». Спикер, обращаясь к молодым ученым, познакомил с информационными ресурсами и возможностями Центральной научной библиотеки, также и дал практические советы по поиску научной информации на различных электронных ресурсах.

- Мы связываем электронные ресурсы всех иркутских академических институтов, делаем сводные каталоги и предоставляем максимально полный доступ к этой информации. Для подбора списков литературы по тематике вашего исследования я рекомендую обращаться к помощи специалистов по библиографии. Поиск, подбор научной литературы для того или иного исследования, является непросты процессом, так как часть статей, особенно новых, размещается в закрытом доступе. На нашем сайте вы можете найти ссылки к внешним подписным ресурсам и издательствам, таким как Научная электронная библиотека с более чем миллионом изданий, Главной публичной научно-технической библиотеке СО РАН, различным издательствам, - рассказал заведующий ЦНБ ИНЦ СО РАН Иван Трофимов.

Полный доступ к статьям некоторых ресурсов предоставляется через стационарный ПК читального зала Центральной научной библиотеки СО РАН, с домашнего ПК с помощью кода организации (ЦНБ Центра) можно получить доступ к полным текстам российских журналов Научной электронной библиотеки - eLIBRARY.RU. Также возможно заказать номер необходимого журнала у библиотеки - партнера из другого города, например из ГНТБ СО РАН, через библиотечный абонемент.

Лекторий

- Мероприятие было несомненно интересным - была полезной информация по поиску литературы на сайтах, как работать с библиотекой. Что касается темы личности, многое мы, конечно, знаем из курса философии, но лектор представил до этого неизвестные мне концепции по развитию личности – есть пища для размышления, - поделился впечатлениями аспирант ИЗК СО РАН Максим Смирнов.

От слушателей лектория поступил запрос о возможности получить информацию по отдельным направлениям доклада профессора О.Л. Подлиняева. В связи с этим отделом научно-образовательной деятельности и экспертной оценки Центра рассматривается возможность организации курса «Эффективная память» как дополнительная образовательная программа.

Пресс-центр ИНЦ СО РАН