Егор Иванов, научный сотрудник лаборатории геоморфологии Института географии имени В.Б. Сочавы СО РАН, кандидат географических наук, побывал в экспедиции по изучению Земли Франца-Иосифа. Он поделился с читателями IRK.ru своими впечатлениями, фотографиями и видео.
Когда я писал свою диссертационную работу по горному внутриконтинентальному оледенению, мечтал в будущем провести сравнительные исследования на современных ледниках северных островов. Есть теория, что несмотря на разность условий возникновения и функционирования ледников посреди океана и глубоко внутри континента, у них есть определенная схожесть в механизмах сохранения вещества и энергии. Мне представилась возможность провести собственные исследования по этой теме.
Наша экспедиция началась в городе Североморск, это основная база Северного флота России. Здесь для нас провели обязательные занятия медицинского, спасательного и водолазного направления, так что в рейс мы вышли, готовые к любым непредвиденным обстоятельствам.
Подготовка к экспедиции
В состав нашей группы Русского географического общества, кроме меня, в качестве гляциолога (специалист, изучающий современное оледенение. — Прим.Авт.), вошли два специалиста-биолога из института экологических проблем имени Северцова. Они производили наблюдения за морскими и прибрежными животными и мечтали обнаружить уникальный вид кита — нарвала.
Также к нам присоединились два прославленных кинодокументалиста, имеющих за плечами богатый опыт создания работ высокого уровня. Я с удовольствием приобщался к киноискусству, выступая звукорежиссером некоторых особо затруднительных эпизодов. Все это делало каждый день необычайно насыщенным на события, новые знания и впечатления.
Новые географические открытия – острова
От Североморска мы за два дня дошли до архипелага Новая Земля, пересекли уникальный и красивейший пролив ледникового происхождения Маточкин Шар. Сделали несколько географических открытий, связанных с таянием ледников: зафиксировали новые острова, проливы и заливы.
Дальше мы прошли на Землю Франца-Иосифа. Там бороздили каждый пролив, посетили практически все крупные острова, совершили два десятка научно-исследовательских высадок. Сделали много географических, исторических и биологических открытий: определили новую максимальную глубину Баренцева моря, рекорд высокоширотного плавания неледокольного судна, открыли новые острова и проливы, собрали биологический материал и археологические данные, которые проливают свет на легендарные арктические экспедиции, проходившие через эти места.
Изыскания
Кстати, стержнем наших маршрутов были поиски остатков знаменитых русских экспедиций 1913-1915 годов капитанов Брусилова, Седова, группы штурмана Альбанова с корабля «Святая Анна», тайны которых до сих пор не разгаданы. По их мотивам была создана, например, основа для романа Валентина Каверина «Два капитана». Это придавало нашим высадкам ореол приключенческих романов и дополнительный интерес к каждой находке.
Таинственные артефакты
Посещение мест, где проходила наша экспедиция, сегодня очень затруднено несколькими режимами охраняемости. На Землю Франца-Иосифа, если вы не военный и не ученый, можно попасть только в рамках ледокольного тура на Северный Полюс. Но это, во-первых, очень дорого, во вторых, у таких туристов максимум одна-две высадки, строго регламентированные временем и набором действий.
Вся территория Земли Франца-Иосифа и Северная часть Новой Земли входят в недавно учрежденный ООПТ «Русская Арктика». Любое посещение проходит в присутствии инспектора парка, который следит за тем, чтобы естественные природные условия не нарушались никаким способом. Нельзя даже шуметь. На этих территориях есть еще и важные стратегические военные пункты.
Коренные обитатели этих мест, «естественные охранники» — белые медведи, моржи. Жесткий природоохранный режим приносит ощутимые результаты — численность краснокнижных видов этих животных постоянно увеличивается.
Несколько раз наше неледокольное судно сталкивалось с айсбергами, ледяные глыбы постоянно были рядом. Это была уникальная экспедиция, которая оставила неизгладимые впечатления на всю жизнь и дала много интереснейших научных данных
Фотографии Егора Иванова.