В день аспиранта: на пике изменений

Профессиональному празднику – День аспирантуры – немного лет. Созданный в 2008 году, он на порядок младше самой системы подготовки кадров высшей квалификации в России. Официально отсчет времени ее становления принято вести с 21 января 1925 года, когда были утверждены «Положение о научных работниках вузов», а также «Инструкция о порядке подготовки научных работников при научно-исследовательских институтах и вузах по прикладным, точным и естественным наукам». Именно с тех пор аспирантами впервые официально стали называться лица, подготавливаемые к научно-педагогической деятельности. Система аспирантуры пережила за это время не одно реформирование. Новый виток изменений происходит прямо сейчас. О том, что меняется в системе аспирантур и как к этому готовятся в Иркутске, мы спросили у руководителя отдела научно-образовательной деятельности и экспертной оценки (НОДиЭО) ИНЦ СО РАН Наталии Свердловой.

свердлова

- Наталия Александровна, известно, что сейчас аспирантура в России проходит масштабную трансформацию, усиливается научная составляющая … Какое ваше отношение к происходящим новациям? Действительно ли нужны эти изменения?

- Необходимость изменений в системе аспирантуры назрела давно. Если не перезрела. Сильно долго разбирались, наблюдали, может быть, изучали результаты предыдущего эксперимента: тогда в соответствии с измененным законом об образовании (2012 год) аспирантура была отнесена к третьему уровню высшего образования, основной упор акцент был сделан на образовательную составляющую. Но, уверена, что тот этап был также необходим аспирантуре.

В какой-то момент всем стало очевидно, что появилась критическая масса обучающихся, которые получали минимум знаний в аспирантуре. Процесс погружения в научную среду, кроме общения с научным руководителем, состоял (в лучшем случае) из установочных лекций перед экзаменами по английскому языку и философии.

Так что этот этап – усиления научно-образовательной компоненты - нужно было пройти. В это время подготовка кадров высшей квалификации стала осуществляться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), появилась обязанность проходить аккредитационную экспертизу образовательных программ на соответствие требованиям ФГОС. Но в процессе реализации этих изменений возникало много разночтений. Будучи экспертом Рособрнадзора не раз фиксировала не соответствие установленного порядка реализации программ предписанных Федеральным стандартом требований.

Но главное - увеличилось количество организационных задач, с которыми аспирантурам было не легко справиться. Собственно, именно с организационных проблем и начались «волнения». Представители аспирантур разных вузов, академических научных институтов стали все чаще выступать против ФГОС, настаивая на необходимости возвращения исключительно научной компоненты.

На протяжении нескольких лет на мероприятиях разного уровня я утверждала, отказываться от третьей ступени обучения не стоит. Все без исключения организации, осуществляющие подготовку кадров высшей квалификации, должны реализовывать и научно-исследовательскую, и образовательную составляющие аспирантуры. Собственно, это сегодня и происходит. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре переходит от ФГОС к федеральным государственным требованиям (ФГТ). При этом в требованиях закреплены и образовательная, и научная компонента.

- То есть теперь все должны быть довольны?

- Говорить, что теперь всем станет проще обеспечивать учебный процесс, не могу. На мой взгляд, появились новые задачи, решать которые аспирантурам придется уже в текущем году. Например, из-за усиления научной составляющей вырастет роль научного руководителя, его нагрузка и ответственность. Захотят ли они брать на себя возросшие обязанности? Наверное, только если организация обратит внимание на усиление роли научного руководителя и предусмотрит поддержку его статуса в новых условиях, требующих более активного участия научного руководителя в научной жизни аспиранта.

С другой стороны, можно ждать, что и некоторые аспиранты не согласятся заниматься наукой в новых условиях, с новыми требованиями, и произойдет сокращение числа обучающихся. Теперь обязательным условием итоговой аттестации является предзащита диссертации, опубликованные научные статьи, выполненный учебный план. Соответственно, останутся только действительно мотивированные научной работой ребята. И это все будет разворачиваться в условиях уже установленных в учреждениях контрольных цифр приема. Отделам аспирантур придется реагировать на эти изменения, прикладывать максимум усилий, чтобы найти тех самых мотивированных аспирантов.

- Как Иркутский научный центр СО РАН встраивается в этот процесс реформирования аспирантуры?

- Как и все учреждения, имеющие в своей структуре аспирантуры, ИНЦ СО РАН должен до 15 марта выставить на сайте учреждения документы, необходимые для перехода на ФГТ. Соответственно сейчас идет процесс пересмотра наших локальных нормативных актов, которые регламентируют деятельность аспирантуры. Мы должны привести их в соответствие вышедшим документам федерального уровня. После завершения значительной документационной работы будем начинать приемную компанию на следующий учебный год уже в новых условиях.

- Будут ли какие-то изменения в направлениях работы аспирантуры ИНЦ СО РАН в новом учебном году? Возможно, дополнительные специальности?

 - Наши программы подготовки аспирантов останутся прежними. Раньше они назывались «Теория языка» и «Теория и методика преподавания русского как иностранного». После того, как произошли изменения в номенклатуре научных специальностей, иным станет шифр специальности, наименование. Будет изменен учебный план и незначительно график обучения.

Но мы запланировали и сейчас активно готовимся к реализации нашей идеи – открытия программы переподготовки «Теория и методика преподавания в образовательной организации». Почему решили заняться этим направлением, несмотря на большой объем текущей работы? Мы понимаем, что в связи с происходящими изменениями в требованиях к работе аспирантур, возможно, некоторые уделят минимум внимания педагогике в своих учебных планах. И в этих условиях мы бы хотели обратить внимание на значимость изучения методики, педагогики молодыми учеными.

Далеко не все аспиранты после завершения обучения идут работать в научные институты в лаборатории, научные отделы. Многие преподают. Но теперь у выпускников аспирантуры не будет диплома и записи, что он «преподаватель-исследователь», а значит, не будет легитимной возможности выбрать для себя этот путь или совмещать научную деятельность с преподавательской, как это часто происходит.

Документ о завершении программы переподготовки, которую мы планируем уже весной анонсировать среди наших сетевых партнеров, даст право закончившим аспирантуру пройти все аттестационные испытания в образовательном учреждении и быть принятым на работу в качестве педагога.

На наш взгляд, это очень серьезный и ценный шаг. Предмет «Педагогика высшей школы» дает самое важное – методику преподавания. То, чему можно научиться самостоятельно, лишь через 5-7 лет активной педагогической практики. К тому же мы сейчас много говорим о популяризации науки. Но не каждый научный сотрудник сможет пойти и доступно рассказать аудитории, чем он занимается. Так, чтобы это было интересно, чтобы увлечь и заинтересовать других. Педагогика этому учит.

Мы планируем, что группы переподготовки начнут работать уже с осени 2022 года. В нашей лицензии прописано право на осуществление дополнительного профессионального образования. У нас есть штат преподавателей с соответствующим опытом подготовки кадров. Учебная программа сейчас формируется, и, я думаю, уже в ближайшее время будет представлена на ученом совете ИНЦ СО РАН.

- В 2021 году при отделе научно-образовательной деятельности и экспертной оценки, который вы возглавляете, была создана лаборатория лингво-педагогических исследований. Какая задача стоит перед новым подразделением?

- Да, действительно, в прошлом году у нас начала работать лаборатория. С ее открытием у нас усиливается как раз научная составляющая деятельности отдела, а значит, и аспирантуры. Задач у лаборатории на самом деле много, и все они весомые. Если обобщить, то основная – развитие фундаментальной лингвистики, в теоретическом и прикладном аспекте. Но также важны и задачи по популяризации лингвистики, развитию и реализации методологии, применяемой в лингвотерминалогических, лингвокогнитивных, лингвокультурологических исследованиях… 

аспирантура

 

Сотрудники лаборатории будут задействованы в научно-исследовательской работе в рамках госзадания по теме «Лингвосемантическая гетерогенность научной картины мира, теоретическое и лингводидактическое описание». Здесь приставка «гетеро» указывает на проблематику исследования. Как нам эффективнее организовать научное коммуникативное пространство для того, чтобы достойно представлять нашу науку на иностранном языке: какими грамматическими, лексическими, синтаксическими единицами, как организовать устную, письменную научную коммуникацию?

Причем мы не только и не столько будем изучать язык лингвистической науки. В центре нашего внимания - метаязык, язык всех тех научных направлений, в рамках которых у нас обучаются аспиранты сетевых партнерских научных организаций - физика, геология, география, медицина и др.

В этой теме как раз заложена и фундаментальная составляющая исследования, и прикладная. Да, мы развиваем теоретическое языкознание, и это связано с внедрением результатов в обучение аспирантов - следующих поколений ученых.

- Получается, в момент происходящего усиления науки в подготовке аспирантов, в ИНЦ СО РАН начинает работу лаборатория с фундаментальными научными задачами… Это совпадение или вы осознано создавали новую структуру, ожидая этот переход?

- Сложно сказать, совпало или нет. Очевидно, что результаты решения прикладных задач в области лингвистики, философии в Иркутском научном центре были эффективно дополнены научным опытом сотрудников Отдела, и появилась возможность приступить к решению задача в плоскости фундаментальной науки. Это оказалось востребованным.

Как я уже говорила, решая фундаментальные задачи, мы одновременно решаем и практические вопросы. Нам в этом плане повезло: мы видим результат сразу. Исследуем язык, тут же внедряем в образовательный процесс, возвращаемся, что-то дополняем, уточняем и опять апробируем.

- Наталия Александровна, сегодня отмечается День аспиранта. Пусть и неофициальный пока праздник, но он становится все более узнаваемым и любимым в научной среде. Чтобы вы могли пожелать аспирантам в их день?

- Хочется пожелать, чтобы происходящий сегодня переход на федеральные требования, прошел для всех аспирантов максимально незаметно. Единственное, что они действительно должны прочувствовать, — это открытие новых возможностей в становлении ученым.

Также желаю почаще вспоминать о тех задачах, которые они себе поставили, поступая в аспирантуру. Не останавливаться на своем научно-исследовательском пути. Искать новые ступени и достигать их. Ведь аспирантура — это только начало, первая ступень научной карьеры. Но сейчас они не просто накапливают научные знания, а формируют собственную систему будущей научной работы. И пусть в этой системе будет достойное место у компетенций в области иностранных языков, и в области педагогики.

 

СПРАВКА

Отдел научно-образовательной деятельности и экспертной оценки создан в структуре Иркутского научного центра СО РАН в 2017 году. В его структуру включены кафедры «иностранных языков и философии», «педагогики и экспертной оценки», лингво-педагогическая лаборатория. На базе кафедры иностранных языков с 2018 года работает аспирантура по двум научным направлениям: «Языкознание и литературоведение», «Образование и педагогические науки». Сегодня в аспирантуре ИНЦ СО РАН в очной и заочной формах обучаются российские и зарубежные аспиранты, на условиях бюджетного и внебюджетного финансирования. Также Иркутский научный центр СО РАН продолжает сотрудничество с академическими учреждениями Иркутска в образовательной сфере и обучает аспирантов иностранному языку, философии и педагогике. Среди сетевых партнеров ИНЦ СО РАН в сфере образования: Институт солнечной и земной физики СО РАН, Институт земной коры СО РАН, Байкальский музей ИНЦ СО РАН, Восточно-сибирский институт медико-биологических исследований ВСИМЭИ, Институт географии СО РАН.

 

Пресс-центр ИНЦ СО РАН

Все новости в социальных сетях: 

Telegram

Facebook