Научный лекторий «КОММУНИКАЦИЯ В ХХI ВЕКЕ: ГРАНИ И СМЫСЛЫ» организовал отдел научно-образовательной деятельности и экспертной оценки ИНЦ СО РАН.
Обучение с применением дистанционных технологий постепенно вводится в высших учебных заведениях уже в течение нескольких лет. Однако пандемия коронавируса поставила такие условия, что удаленное преподавание стало единственно возможной формой образовательного процесса. Участники состоявшегося лектория - научные работники, аспиранты, представители среднего школьного образования - обсудили, как работают учебные заведения в подобном формате.
Первый докладчик, специалист по учебно-организационной работе отдела научно-образовательной деятельности и экспертной оценки ИНЦ СО РАН Татьяна Сергеевна Падерина, рассказала о ключевых понятиях цифровизации в образовании, а также о документах, которые регламентируют образовательную деятельность в удаленном формате.
Дистанционный процесс обучения потребовал новых дидактических, методических решений. Об этом во время лектория рассказала кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и экспертной оценки ИНЦ СО РАН, иностранных языков и лингводидактики Педагогического института ФГБОУ ВО «ИГУ» Елена Михайловна Казанцева. О потенциале и практике использования цифровых интерактивных технологий, облачных сервисов при изучении иностранного языка аспирантами доложила кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков и философии ИНЦ СО РАН Надежда Николаевна Ефимова.
Слушателями лектория стали 37 человек. Аспирантов, которые в основном представляли направление «Образование и педагогические науки», в первую очередь интересовали методические задачи дистанционного формата. Большой интерес вызвал диалог о выборе платформ для обучения представителя частного образовательного учреждения «Точка будущего» г. Иркутска (зам. директора по качеству Е.С. Орлова) и заместителя директора базовой школы РАН – МБОУ лицея №2 к. пед. н. Ю.В.Ткачевой. Был отмечен высокий уровень технического оснащения частного учреждения, готовность учителей образовательного комплекса к новым методическим решениям, а также активный поиск эффективных моделей обучения с использованием дистанционных технологий учителями базовой школы РАН г. Братска.
Сегодня дистанционное обучение по преимуществу обусловлено негативной медицинской ситуацией. Однако уже сейчас понятны его возможности, и завтра реалиями станет смешанное обучение.
Участники лектория активно обсудили перспективы его развития. Отдельной темой стало изучение иностранных языков. В частности, необходимость введения частных специфических принципов обучения с использованием дистанционных технологий наряду с общепринятыми методиками обучения. Аспирантов также заинтересовали возможности применения облачных сервисов на занятиях по английскому языку.
Вопросы дистанционного обучения как возникшие недавно пока мало отражены в фундаментальных исследованиях. Однако к образовательной деятельности теперь появились новые запросы. Поэтому профессиональные дискуссии на данную тему необходимы и, более того, они могут стать перспективой для научных исследований.