В ИСЗФ СО РАН проходит фотовыставка, посвященная памяти Геннадия Яковлевича Смолькова

В Институте солнечно-земной физики СО РАН открылась персональная фотовыставка Владимира Афанасьевича Короткоручко, посвященная памяти Геннадия Яковлевича Смолькова, известного ученого, посвятившего жизнь исследованиям в области физики Солнца, методам и технике астрофизических исследований.

1 августа 2021 года Геннадий Яковлевич Смольков ушел из жизни, оставив ценное наследие – уникальные астрофизические инструменты. По инициативе директора ИНЦ СО РАН Константина Анатольевича Апарцина в адрес директора ИСЗФ СО РАН Андрея Всеволодовича Медведева было направлено письмо с предложением организации мемориальной выставки в честь известного астрофизика. Руководство ИСЗФ поддержало предложение, предоставив фонды и ресурсы своей библиотеки для выставки научных публикаций Геннадия Яковлевича, а также пространство и помощь в организации фотовыставки "Памяти ученого ..."

Двадцать фотографий выставки повествуют о его работе и истории создания уникальных телескопов ИСЗФ СО РАН. 

гяс вак

В.А. Короткоручко с Александром Геннадьевичем Смольковым, сыном ученого,.
Фотография заведующей музеем ИСЗФ СО РАН Ольги Алексеевны Давыдовой.

Вся жизнь Геннадия Яковлевича была связана с Сибирским институтом земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн СО АН СССР (в наши дни ИСЗФ СО РАН). Он был руководителем одной из ведущих научных школ, основателем и организатором астрофизических исследований в Сибири. Владимир Афанасьевич Короткоручко вспоминает, что познакомился с Геннадием Яковлевичем в середине 1970-х годов. В то время  ведущие газеты пестрели фотографиями обсерватории в Мондах. Владимир Афанасьевич работал корреспондентом газеты «За науку в Сибири» (сейчас «Наука в Сибири») и обратился в СибИЗМИР СО АН СССР за помощью для подготовки материала об обсерватории.

«Впервые поехал в обсерваторию в Мондах со Смольковым. До сих пор помню все до мелочей.  Поездка произвела сильное впечатление. Понравился, конечно, коллектив – в нем царила дружба, товарищество, свобода научного творчества», – рассказывает Владимир Афанасьевич. В обсерватории работали  не только строители, но  и молодые ученые –  будущие член-корреспондент РАН Виктор Михайлович Григорьев  и доктор физико-математических наук Валерий Иосифович Скоморовский."

Геннадий Яковлевич доверил Владимиру Короткоручко освещение всех значимых событий Института и его уникальных объектов. Фотографии и новости Владимира Афанасьевича о проектах ИСЗФ СО РАН публиковались не только в иркутских и сибирских газетах, но и в Агентстве печати «Новости» и ТАСС.

«Он вывел свой инструмент на такой уровень, что профильные ученые со всего мира старались попасть на объекты ИСЗФ СО РАН. Феноменальная способность Геннадия Яковлевича, на мой взгляд, не в умении возводить научные объекты, а в  умении удивлять людей своим интеллектом и интеллектом своих сотрудников. Я помню приезд в 90-х годах Президента Российской академии наук, академика Юрия Сергеевича Осипова. До сих пор жалею, что заканчивалась пленка – хотелось запечатлеть, как менялось выражение его лица – от снисходительности до восторженности. Я запомнил фразу Осипова: "Вы знаете ребята, я ехал сюда проинспектировать периферийную науку, снисходительно похлопать по плечу и сказать: «Давайте, старайтесь!», а увидел высочайший класс, науку высшего уровня!“», – вспоминает Владимир Афанасьевич.

На одном из кадров Геннадий Яковлевич знакомит Председателя Сибирского отделения АН СССР, академика Валентина Афанасьевича Коптюга с Сибирским солнечным радиотелескопом. «Тогда был сложный период строительства, но благодаря организаторскому таланту и умению убеждать любого чиновника и на любом уровне Геннадий Яковлевич быстро решил все вопросы. Он был и учителем хорошим, и хорошим хозяином - такие рождаются чрезвычайно редко. Он одновременно занимался многими проектами. Его отличительная черта – доводить дело до желаемого результата», – подчеркивает Владимир Афанасьевич.

Другой кадр из 1999 года показывает последствия свирепого верхового пожара, бушевавшего в Тункинской долине в тот год. Многое было потеряно. На одной из фотографий ученый сидит спиной к сгоревшему складу,  от которого остались  только изуродованные огнем волноводы. На его лице глубокая скорбь. «Для Смолькова это была тяжелая утрата – инструменты, жилой фонд. Но в результате правильных действий ученые отстояли телескоп. Сотрудники, которые противостояли пожару, были удостоены государственных наград», – рассказывает Владимир Короткоручко. На переднем плане другой фотографии обугленные деревья, а за ними работающий радиотелескоп. Это как символ смелости и стойкости коллектива, который взрастил Геннадий Яковлевич.

Помимо уникальных инструментов, Геннадий Смольков оставил много научных публикаций. Часть из них сотрудники Центральной научной библиотеки ИНЦ СО РАН представили на выставке в библиотеке ИСЗФ СО РАН.